ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Екатерина Валерьевна Мартынова - Исповедь узницы подземелья - читать в ЛитВекБестселлер - Борис Акунин - Не прощаюсь - читать в ЛитВекБестселлер - Харпер Ли - Убить пересмешника - читать в ЛитВекБестселлер - Елена Резанова - Никогда-нибудь. Как выйти из тупика и найти себя - читать в ЛитВекБестселлер - Джен Синсеро - НИ СЫ. Восточная мудрость, которая гласит: будь уверен в своих силах и не позволяй сомнениям мешать тебе двигаться вперед - читать в ЛитВекБестселлер - Астрид Линдгрен - Малыш и Карлсон - читать в ЛитВекБестселлер - Скотт Каннингем - Викканская магия - читать в ЛитВекБестселлер - Наталья Александровна Зубарева - Вальс гормонов: вес, сон, секс, красота и здоровье как по нотам - читать в ЛитВек
ЛитВек - электронная библиотека >> Популярные авторы >> Иммануил Кант

КОММЕНТАРИИ 1099

Путин в картинках
Народное творчество

Редкостная книга: уже по названию видно, что сочинена она амебами для одноклеточных.

К.Ф.     #189944
Ритм войны
Брендон Сандерсон

Вероятно, машинный перевод. Очень характерные обороты, бедный лексикон. Кто хоть раз баловался чтением подобных "поделок", поймёт.

Андрей     #189943
Древняя Русь и Великий Туран
Олег Михайлович Гусев

Хорошая сказка. Увлекательная.

Анатолий     #189942
Старинные эстонские народные сказки
Фридрих Рейнгольд Крейцвальд (Составитель)

годы жизни составителя - Фридриха Крейнцвальда 14 [26] декабря 1803 — 13 [25] августа 1882, а тут у него 20 лет отняли

Александра     #189940
Гражданское право РФ(Общая часть): Учебное пособие.
В В Диаконов

Гражданской право в разделе Приключения. Троллинг засчитан.

Роман     #189939
Живя вдохновенную жизнь
Джим Рон

Слушайте, это просто шедевр.

Обязательно к прочтению!

Ali     #189938
Рожденный в CССР
Дмитрий Александрович Колесов

"Вибрам" в 1960 году в СССР в глухой тайге у старателей это конечно круто.

Удивлен     #189937
Гробовщик
Михаил Анатольевич Лысенко (Vanvincle)

Книга изъята из публичного доступа!

Galina_lv     #189936
Гробовщик. Дилогия (СИ)
(Горан)

Книга изъята из публичного доступа!

Galina_lv     #189935

ВСЕ КОММЕНТАРИИ

главная 1 2 ... 2 »
 

Кант Иммануил - 19 книг. Главная страница.

Кант ИммануилИммануил Кант (Kant, Immanuel) (1724–1804) – представитель немецкой классической философии эпохи Просвещения. Оказал значительное влияние на таких мыслителей как Фихте, Гегель, Шопенгауэр и, в той или иной мере, на всю последующую философскую мысль.
Родился 22 апреля 1724 в Кенигсберге (Восточная Пруссия) в семье шорника Иоганна Георга Канта. Родители Канта были протестантами (исповедовали пиетизм), что не могло не сказаться на становлении взглядов философа. В 1730 Кант поступил в начальную школу, а осенью 1732 – в Коллегиум Фридерицианум (Collegium Fridericianum), пиетистскую государственную церковную гимназию на латинское отделение.
24 сентября 1740 зачислен студентом Кенигсбергского университета. Факультет, на котором он учился, точно не известен. Предположительно, это был факультет теологии, хотя некоторые исследователи, на основе анализа списка предметов, которым он уделял наибольшее внимание, называют медицинский. Один из его преподавателей, Мартин Кнуцен, познакомил Канта с концепцией Ньютона, благодаря чему появилась первая работа – Мысли об истинной оценке живых сил, завершающая его ученические годы. После выхода книги в свет Кант послал экземпляры швейцарскому ученому и поэту Альбрехту Галлеру и математику Леонарду Эйлеру, но ответа не получил. В 1743 Кант покинул Кенигсберг и стал домашним учителем сначала в семье пастора Андрема в Юдшене (Литве), затем – помещика фон Хюльзена, и графа Кайзерлинга. Кант стремился собрать средства для независимой жизни и академической карьеры. Именно в этот период создана рукопись по астрономии Космогония или попытка объяснить происхождение мироздания, образование небесных тел и причины их движения общими законами развития материи в соответствии с теорией Ньютона на конкурсную тему, предложенную Прусской академией наук. Но он так и не решился принять участие в конкурсе.
Кант возвратился в Кенигсберг в 1753 с надеждой начать карьеру в Кенигсбергском университете. Одновременно с работой над диссертацией Об огне (De inge), за которую он 12 июня 1755 получил степень доктора философских наук, он печатал статьи в сборнике «Еженедельные кенигсбергские сообщения», в которых рассматривал отдельные вопросы физической географии. Также в 1754 опубликована Космогония… и Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения. Эти статьи подготовили выход в свет космологического трактата Всеобщая естественная история и теория неба, или попытка истолковать строение и механистическое происхождение всего мироздания, исходя из принципов Ньютона, в котором Кант показывает, как из первоначального хаоса материальных частиц, творцом которых является бог, под влиянием материальных причин могла образоваться наша солнечная система. Продумана и подготовлена большая часть Всеобщей естественной истории и теории неба была заранее, в те годы, когда Кант работал учителем. В этом труде он за сорок лет до Лапласа выдвинул небулярную космогоническую теорию. Во Всеобщей естественной истории и теории неба мир определяется как бесконечный не только в пространственном смысле, но и в смысле становления. Формирующий принцип не может перестать действовать – из этого предположения возникла теория Канта – Лапласа. Кроме того, в данной работе Кант исходил из взаимозависимости теории и эмпирии, опыта и умозрения. Он приходит к выводу, что гипотеза, спекуляция должна выйти за пределы содержания данных при условии, что полученные ею результаты будут совпадать с данными опыта и наблюдения. В этой же работе первый раз упоминалось понятие практического разума, который понимался как общее нравственное назначение человека, а также сумма знаний о мире и человеке – стремясь к идеалам Просвещения, человек должен понять, что он часть природы и, в конечном счете, возвысится над ней, чтобы оправдать свое место в творении.
Книга осталась неизвестной широкой публике из-за несчастной случайности: ее издатель обанкротился, склад был опечатан и книга так и не попала в продажу.
Для того чтобы получить право читать лекции, Канту недостаточно было докторской степени. Ему предстояло пройти габилитацию – защиту специальной диссертации в публичной дискуссии, что он с успехом сделал 27 сентября 1755. Диссертация называлась Новое освещение первых принципов метафизического познания (Principiorum primorum cognitionis metaphysicae nova dilucidatio) и была посвящена поиску связи естествознания с философией, мышления с опытом. В ней Кант исследовал установленный Лейбницем принцип достаточного основания, различие между основанием бытия предмета и основанием его познания, реальным и логическим основанием. Свобода понималась им как сознательная детерминация поступка, как приобщение воли к мотивам разума в русле лейбнианско-вольфианской философии. Вообще же, докритический период характеризуется обращением Канта к естественнонаучным вопросам, физико-математической сфере. Предмет его интереса – Земля, ее положение в космосе.
После защиты Кант, наконец, получил разрешение читать лекции. Первую лекцию он прочел осенью 1755 в доме профессора Кипке, где тогда жил. В первый год доцентуры читал лекции по логике и метафизике, по физической географии и общему естествознанию, по проблемам теоретической и практической математики и механики, иногда по двадцать восемь часов в неделю.
Во время войны Пруссии с Францией, Австрией и Россией Кенигсберг был захвачен русскими войсками и присягнул на верность российской императрице Елизавете Петровне. Кант читал для российских офицеров фортификацию и пиротехнику. Почти ничего не писал из-за большой нагрузки, кроме ряда небольших, всего по несколько страниц, работ, каждая из которых, однако, интересна и содержит оригинальную точку зрения. К ним относятся: Новая теория движения и покоя, посвященная основам механики, Новые замечания для пояснения теории ветров. Одной из них, Monadologia physica Физическая монадология, в которой защищается новая форма атомистики, он претендовал на экстраординарную (без оклада) профессуру. Казалось бы, у Канта была возможность получить это назначение, которое избавило бы его от материальной зависимости – умер профессор философии Кипке. Но на освободившееся место претендовало еще пять соискателей. 14 декабря 1758 Кант написал письмо на имя русской императрицы Елизаветы с просьбой определить его на пост ординарного профессора логики и метафизики Кенигсбергской академии. Однако место получил математик Букк, который был старше по возрасту и преподавательскому стажу.
В 1759 пишет Опыт некоторых рассуждений об оптимизме, в котором Кант стремился найти решение проблемы наилучшего мира (спор между Руссо и Вольтером о лучшем из миров). Жан-Жак Руссо стал для Канта вторым Ньютоном. Работа 1762 – Наблюдения над чувством возвышенного и прекрасного принесла ему славу модного автора. Этот год стал переломным для философа. Хотя он и продолжал интересоваться естественными и точными науками (в 1763 закончил Опыт введения в философию понятия отрицательных величин), но теперь главным для него стали не частные вопросы, а принципы изучения природы в целом. Работа связана с понятием силы – как оно дано у Лейбница и как оно дано у Ньютона. Частный вопрос возможности действия силы на расстоянии переходил в спор о сущности силы. Эта работа послужила предтечей Трактата о методе – первой философско-физической работы Канта, попытки установить метод натурфилософии.
В 1763 Берлинская академия наук предложила конкурсную тему, которая привлекла к себе внимание философских кругов Германии: «Способны ли метафизические науки к такой же очевидности, как математические?». За решение этой задачи взялись такие мыслители как Ламберт, Тетенс и Мендельсон. Для Канта проблема была особенно интересна. Предварительно, в 1762 им были написаны статьи Единственно возможное обоснование для доказательства бытия Бога и Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали (последняя была опубликована только в 1764), чтобы аргументировать и представить свое отношение к теологии. Доказательство бытия Бога, основанное на целесообразности устройства мира, он находит «наиболее соответствующим как достоинствам, так и слабости человеческого рассудка». При этом доказательстве Бог – зодчий материи, но сама материя признается отдельной, независимой от Бога сущностью, что влечет изначальный дуализм. Надо исходить не из построения действительного, чтобы открыть в нем свидетельство высшей воли, формировавшей последнее по собственному желанию, – нужно опираться на знание высших истин и, исходя из них, обрести доступ к достоверности абсолютного бытия. Для этого стоит основываться на общих и необходимых связях, нерушимых нормах, как для конечного, так и для бесконечного ума. Кант в данном случае о необходимом и случайном говорит еще на языке Лейбница. Можем ли мы достичь достоверности абсолютного существования? На этот вопрос Кант отвечает утвердительно. Доказательством является тот факт, что если б не было абсолютного бытия, то не могло бы быть и идеальных отношений, соответствия или противоположности между ними. Уже то, что материя существует и упорядочивается примерно одинаковыми понятиями (существуют такие построения как прямоугольник и круг) является доказательством существования абсолютного бытия.
К разработке проблемы, предложенной Берлинской академией, он приступил после завершения Единственно возможного обоснования…, так как увидел непосредственную связь между этим вопросом и своей работой. Теперь он не просто обращается к объекту познания, он требует от себя отчета о своеобразии того познания, посредством которого объект предлагается и сообщается знанию. В конкурсе Кант не победил, первую премию получил Мозес Мендельсон, но про работу Канта было сказано, что она заслуживает величайшей похвалы. Оба сочинения, Канта и Мендельсона, были опубликованы в Трудах Академии.
В 1764 Канту исполнилось 40 лет. Он все еще приват-доцент, следовательно, не получает денег от университета. Ни чтение лекций, ни публикации не давали возможности преодолеть материальную неопределенность. По свидетельству Яхмана, ему приходилось продавать книги из своей библиотеки для того, чтобы удовлетворять самые насущные потребности. Тем не менее, вспоминая об этих годах, Кант называл их временем самого большого удовлетворения в своей жизни. Он проводил много времени в обществе, участвовал в светский жизни. Гаман говорит в 1764, что у Канта в голове множество замыслов мелких и крупных работ, но при той суете развлечений, которой он придается, он, вряд ли их завершит. Преподавание Канта в это время тоже носило оттенок светскости. Он стремился в своем образовании и преподавании к идеалу широкого практического знания о человеке.
Это привело к тому, что Канта продолжали считать «светским философом» даже тогда, когда полностью сменились формы его мышления и образ жизни. Студенты, как пишет Боровский, обращались к нему по всем вопросам жизни: с просьбой прочесть им курс красноречия, с просьбой придать погребению кенигсберского профессора должную торжественность и т.п. По решению прусского правительства ему предложили в 1764 занять кафедру поэзии в Кенигсберском университете: в его обязанности входила бы цензура всех стихотворений «на случай» и подготовка немецких и латинских carmina – песен для академических празднеств. Несмотря на трудное положение, Кант отказался. Через некоторое время он добился должности библиотекаря с жалованием в 62 талера.
К концу 1760-х Кант стал известен уже и за границами Пруссии. В 1766 он написал работу Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика – направленную против мистика Сведенборга, а также с критикой метафизики. В 1768 – работу О первом основании различия сторон в пространстве, в которой начал отходить от лейбницевско-вольфианских установок.
В 1769 профессор Хаузен из Галле намеревался издать Биографии знаменитых философов и историков 18 века в Германии и за ее пределами. Кант был включен в сборник, и Хаузен обратился к нему за материалом. Почти одновременно пришло приглашение на работу в Эрланген на кафедру теоретической философии. Кант отклонил это предложение вместе с предложением, пришедшим в январе из Иены. Философ сослался на привязанность к дому, родному городу и на проблески близкой вакансии – освободилась должность профессора математики. 31 марта 1770 специальным указом короля он назначен ординарным профессором логики и метафизики. Это место Кант занимал до самой смерти и исполнял свои обязанности с присущей ему пунктуальностью.
Предварительно Кант защитил диссертацию, необходимую для занятия этой должности, О формах и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира, в которой разводит в разные стороны чувственный и умопостигаемый миры. Некоторые исследователи именно эту работу считают переломной. Чувственность дает нам: «…причины познаний, выражающих отношение предмета к особым свойствам познающего субъекта…». В письме к Ламберту, которое сопровождало дарственный экземпляр диссертации, Кант предлагает создать специальную дисциплину с задачей очертить границы чувственного познания. Эту задачу он выполнил в Критике чистого разума, которая вышла в свет только через 11 лет, в мае 1781.
В Критике чистого разума Кант обращается к природе познания как такового. Он хотел выяснить, что вообще означает вопрос о бытии. Каких конкретных результатов может добиться метафизика, отвечая на этот вопрос – это волновало Канта и в более ранних трудах. Кант отталкивается от критики гносеологии как эмпирического, так и рационалистического толка. Их порок в том, что и та и другая начинают с набора утверждений о действительности, о природе вещей и души. Кант же в качестве исходного берет не предмет, а специфическую закономерность познания – наш собственный рассудок. Рассудок, обрабатывая полученный опыт, оперирует суждениями. Суждения бывают аналитические и синтетические. С помощью аналитических суждений уже имеющийся опыт упорядочивается. Это анализ уже имеющегося знания, разъясняющий понятия о вещах. Напротив, благодаря синтетическим суждениям рассудок в состоянии получать знания, недоступные в непосредственном опыте. Такие суждения могут быть сделаны на основе уже имеющегося накопленного опыта – их Кант называет апостериорными, основанными на эмпирических знаниях о мире. Но опытные суждения, привязанные к конкретным условиям опыта, могут обладать только условной или сравнительной всеобщностью. Априорные суждения – безусловные, независимые от всякого опыта, т.е. необходимые. Только синтетические априорные суждения могут быть прочным основанием для науки. Синтетическими являются математические суждения, естествознание заключает в себе априорные синтетические суждения как принципы. Метафизика тоже должна заключать в себе подобные суждения для того, чтобы быть строгой наукой.
Объективные законы характеризуют и определяют понятия опыта в процессе его синтеза. Синтез необходим для того, чтобы представить объект, данный в чувственном опыте. Например, чтобы помыслить такой объект как дом, мы должны представить себе все его четыре стороны, хотя в непосредственном опыте такое невозможно. Явления могут быть схвачены только через синтез многообразного, а создание синтетического единства возможно благодаря таким конструктам, как пространство и время. Они априорны и являются формами синтеза, поскольку только в рамках пространства и времени возможно помыслить опыт в его непрерывности и полноте. Способы синтеза Кант рассматривает во втором разделе Критики чистого разума – Трансцендентальной аналитике. Он называет 12 категорий, напоминающих категории Аристотеля, которые являются первоначальными чистыми понятиями синтеза: единство, множественность, целокупность, реальность, отрицание, ограничение, присущность и самостоятельное существование, причинность и зависимость, общение, возможность, существование, необходимость. Следующая часть книги – Трансцендентальная диалектика, в которой Кант стремился устранить ложные объекты познания. Если в двух предыдущих частях Кант развивал свои взгляды, защищая от юмовского скептицизма возможность познания, то в диалектике подвергается критике претензия на познание разумом того, что находится за пределами опыта. В целях этой критики Кант рассматривал четыре антиномии (антиномия – логическая конструкция, в которой с один и тот же тезис может быть как доказан, так и опровергнут): о границах мира, о простом и сложном, о свободе и необходимости и о Боге. Для того, чтобы показать бессмысленность попыток познания этих предметов, он доказывает как их необходимость, так и опровержение их необходимости, тем самым относя их к ноуменам (вещам, непознаваемым средствами рассудка). Рассудку даны лишь феномены – данные, получаемые из опыта и являющиеся отражениями вещей – в-себе, – а не сама способность созерцания. Если мы не можем познать ноумены, нам остается только принять их как постулаты познания. Парадокс теории феноменов и ноуменов заключается в том, что человек сам по себе одновременно является и тем и другим. Он включен в физический мир и имеет выход за его пределы, то есть является вещью-в-себе.
Поскольку книгу ждали давно, ее выход не вызвал сенсации, скорее, она была принята без интереса. Лишь изредка доходили жалобы на непонятность. Для того, чтобы популяризовать идеи Критики, Кант пишет переложение книги, которое называет Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться в качестве науки. Книга вышла в свет весной 1783. Этот труд значительно короче Критики, но не более понятен, следовательно, тоже непопулярен. Популяризация труда была, наконец, осуществлена в 1785 пастором Шульцем, который выпустил книгу Разъясняющее изложение «Критики чистого разума». В 1787 Критика издана повторно. Кант был избран ректором университета и членом Берлинской академии.
В середине восьмидесятых годов Канта начал интересоваться философией истории и права. В ноябре 1784 вышла статья Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане, в которой излагаются основные социально-политические идеи. Позднее он разрабатывал эти идеи в первой части Метафизики нравов, в статье Предполагаемое начало человеческой истории и в трактате К вечному миру (1795). Кантовский подход опирается на концепцию естественного права. Все люди равны перед законом. Цель законов – всеобщее правовое гражданское общество, главная задача которого – исключать любую возможность несправедливости, гарантировать естественные права человека. Основное право человека – право на свободу, которая может сосуществовать со свободой всех. Однако государство контролирует не только права граждан, но и их обязанности по отношению к государству. Основная обязанность гражданина – соблюдать законы социума. Главное лицо государства – монарх. Он воплощает собой закон и справедливость. Однако, Кант, принимая тот факт, что монарх все-таки остается человеком и способен на ошибки, настаивает на необходимости разделения властей.
Правовая теория Канта базируется на его этической концепции. В 1785 он написал Основания метафизики нравственности, а в 1788 – Критику практического разума, содержащую формулировку его этических взглядов. Практический разум – разум, способный быть сам по себе основой для действия, его первопричиной. Все в мире подчинено физической необходимости, в том числе и человек. Но человек, кроме всего прочего, обладает автономной доброй волей, которая является таковой независимо от обстоятельств. Возможность последовать этой доброй воле делает человека свободным от физической необходимости, дает ему возможность совершить поступок, не включенный в качестве звена в цепь необходимости, но начинающий новую цепь. Особое значение приобретает в такой концепции роль мотива: чем руководствовался человек, совершая действия – моральным мотивом или склонностью, обстоятельствами. Соответственно, было ли оно моральным и свободным или вынужденным. Совершая поступок, человек руководствуется императивами. Кант различает категорические и гипотетические императивы. Гипотетические императивы – императивы умения, рецепты достижения определенных социальных целей и благ. Категорические императивы или законы нравственности – принципы доброй воли, априорные и независимые от обстоятельств, поступая в соответствии с которыми мы выходим за границы физической необходимости. Категорический императив звучит так: поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.
Подобная концепция возникла как логическое продолжение линии, начатой Критикой чистого разума и как продолжение общей критики эвдемонизма – противоположение склонности и долга. Главное понятие концепции – высшее благо, моральный порядок, в основе которого лежит принцип заслуженного счастья. Нравственно развитый субъект – вечно совершенствующийся член сверхчувственного мира, устроенного благим и справедливым миродержцем.
Кант продолжал работу в области естествознания. За два года до начала конкурса он написал работу Метафизические начала естествознания и две статьи: О вулканах и луне и Нечто о влиянии Луны. Он принимал посильное участие и в практических исследованиях: например, с его именем связано сооружение в Кенигсберге первого громоотвода.
Но Кант не остановился на двух «Критиках…», он чувствовал, что между миром свободы и этики должно быть еще одно звено. В 1787 он сообщил своему другу Рейнгольду об открытии нового всеобщего принципа духовной деятельности: принципе удовольствия и неудовольствия. Таким образом, выделяются три основных способности человеческой психики: познавательная, волевая и оценочная. Познавательная рассматривается в Критике чистого разума, волевая – в Критике практического разума, а оценочная в книге Критика способности суждения. Кант задумывал закончить работу в 1788, но потребовалось еще два года, чтобы ее издать.
Критика способности суждения рассказывает об особом типе суждения – суждениях вкуса, которые с одной стороны незаинтересованы, с другой стороны, непознавательны, не относятся ни к области природы, ни к области свободы, но связаны со сверхчувственным. Книга состоит из двух частей: Критика эстетической способности суждения и Критики телеологической способности суждения. Первая часть содержит теорию прекрасного и возвышенного. Опыт прекрасного – особое бескорыстное удовольствие, которое мы испытываем при созерцании формы объекта. Отношение к данному объекту не как к средству, не в отношении к некоторому теоретическому понятию, возбуждает свободную игру познавательных способностей, которая приводит воображение в гармонию с рассудком. Чувство гармонии – формальная целесообразность объекта. Если созерцательное удовольствие связано с объектом для большого количества людей, объект называют прекрасным. Возвышенной вещь называется в том случае, если никакой образ, создаваемый нами, не соответствует ее идее. Вторая часть поясняет телеологическую доктрину и учение об идеях разума. В ней Кант формулирует антиномию, первая максима которой: «Всякое возникновение материальных вещей и их форм надо рассматривать как возможное только по механическим законам». Вторая максима: «Некоторые продукты материальной природы нельзя рассматривать как возможные только по механическим законам» (суждение о них требует совершенно другого закона каузальности, а именно закона конечных причин), основу синтеза целевой и причинной каузальности Кант ищет, в конечном счете, в человеке – именно человек, оставаясь подчиненным законам причинности, может строить царство целей и создавать целевую каузальность.
Семидесятилетний философ вступил в конфронтацию с властями. Причиной послужило написание ряда статей против догматов церкви. Последней каплей стала статья Конец всего сущего. Несмотря на это, в 1794 философа избирает своим членом Российская Академия наук. Публично обвинять всемирно известного ученого было невозможно – в октябре 1794 Кант получил выговор от короля, но приказ с требованием отказаться от публичного выражения своей точки зрения на данную тему пришел, как частное письмо. Кант решил, что в данном случае молчание является долгом подданного.
Кант продолжал публиковать статьи и работы. В период с 1795 по 1798 он написал К вечному миру, Об органе души, Метафизика нравов, Оповещение о скором подписании договора о вечном мире в философии, О мнимом праве лгать из человеколюбия, Спор факультетов.
В 1798 была опубликована Антропология – последняя работа, изданная самим автором.
Силы ученого убывали, он постепенно сокращал количество лекций. Последняя лекция была им прочитана 23 июня 1796.
В ноябре 1801 философ окончательно расстался с университетом. Его состояние резко ухудшилось. Еще в 1799 Кант распорядился относительно собственных похорон: просил, чтобы они состоялись на третий день после кончины и были скромными. Умер 12 февраля 1804 в Кенигсберге.

Автор статьи: Анастасия Блюхер
Источник: энциклопедия Кругосвет
Книга - Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения. Иммануил Кант - читать в ЛитВек

Жанр: Философия

Серия: -

Год издания: -

Язык книги: русский

Страниц: -

Читать

Формат: fb2

 Скачать

Аннотация к этой книге отсутствует.   На страницу книги

Комментировать   : 0 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0  
Книга - Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения. Иммануил Кант - читать в ЛитВек

Жанр: Философия

Серия: -

Год издания: -

Язык книги: русский

Страниц: -

Читать

Формат: fb2

 Скачать

Аннотация к этой книге отсутствует.   На страницу книги

Комментировать   : 0 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0  
Книга - К вечному миру. Иммануил Кант - читать в ЛитВек

Переводчик: Коллектив переводчиков

Жанр: Детская образовательная литература, Философия, Политика и дипломатия

Серия: -

Год издания: 2019

Язык книги: русский

Страниц: 377

Доступен ознакомительный фрагмент книги!

Читать

Формат: fb2

 Фрагмент

Иммануил Кант – ум, честь и совесть эпохи Просвещения, один из величайших философов всех времен. Мысль Канта необратимо изменила весь интеллектуальный ландшафт Европы. Ни разу за свою жизнь не переступивший предела своего родного Кенигсберга (ныне... ... Полная аннотация

Комментировать   : 0 : 0 : 1 : 0 : 0 : 1  
Книга - Категорический императив и всеобщая мировая ирония. Георг Вильгельм Фридрих Гегель - читать в ЛитВек

Переводчик: Сесиль Яковлевна Шейнман-Топштейн , Ц. Г. Арзаканьян

Жанр: Философия

Серия: -

Год издания: 2020

Язык книги: русский

Страниц: 253

Доступен ознакомительный фрагмент книги!

Читать

Формат: fb2

 Фрагмент

Иммануил Кант (1724–1804) оказал огромное влияние на развитие классической философии. В своих трудах он затронул самые важные вопросы мироздания и человеческого общества, ввел многие основополагающие понятия, в том числе «категорический императив».... ... Полная аннотация

Комментировать   : 0 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0  
Книга - Критика практического разума. Иммануил Кант - читать в ЛитВек

Жанр: Философия

Серия: -

Год издания: -

Язык книги: русский

Страниц: 207

Доступен ознакомительный фрагмент книги!

Читать

Формат: fb2

 Фрагмент

Аннотация к этой книге отсутствует.   На страницу книги

Комментировать   : 0 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0  
Книга - Критика практического разума. Иммануил Кант - читать в ЛитВек

Жанр: Философия

Серия: -

Год издания: 2015

Язык книги: русский

Страниц: 210

Доступен ознакомительный фрагмент книги!

Читать

Формат: fb2

 Фрагмент

«Критика практического разума» – главный этический трактат Иммануила Канта, развивающий идеи его «Критики чистого разума» и подробно исследующий понятие категорического императива – высшего принципа нравственности. По утверждению философа, человек... ... Полная аннотация

Комментировать   : 0 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0  
Книга - Критика способности суждения. Иммануил Кант - читать в ЛитВек

Жанр: Философия

Серия: -

Год издания: -

Язык книги: русский

Страниц: 193

Доступен ознакомительный фрагмент книги!

Читать

Формат: fb2

 Фрагмент

Аннотация к этой книге отсутствует.   На страницу книги

Комментировать   : 0 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0  
Книга - Критика способности суждения. Иммануил Кант - читать в ЛитВек

Переводчик: М. К. Левина

Жанр: Литература XVII-XVIII веков (эпоха Просвещения), Философия

Серия: -

Год издания: 2020

Язык книги: русский

Страниц: 384

Доступен ознакомительный фрагмент книги!

Читать

Формат: fb2

 Фрагмент

Иммануил Кант – величайший философ Западной Европы, один из ведущих мыслителей эпохи Просвещения, родоначальник немецкой классической философии, основатель критического идеализма, внесший решающий вклад в развитие европейской философской... ... Полная аннотация

Комментировать   : 0 : 1 : 0 : 0 : 0 : 0  
Книга - Критика чистого разума. Иммануил Кант - читать в ЛитВек

Жанр: Философия

Серия: -

Год издания: 1994

Язык книги: русский

Страниц: 741

Доступен ознакомительный фрагмент книги!

Читать

Формат: fb2

 Фрагмент

Есть мыслители, влияние которых не ограничивается их эпохой, а простирается на всю историю человечества, поскольку в своих построениях они выразили некоторые базовые принципы человеческого существования, раскрыли основополагающие формы отношения... ... Полная аннотация

Комментировать   : 0 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0  
Книга - Критика чистого разума. Иммануил Кант - читать в ЛитВек

Переводчик: Николай Онуфриевич Лосский

Жанр: Философия

Серия: -

Год издания: 1994

Язык книги: русский

Страниц: 769

Доступен ознакомительный фрагмент книги!

Читать

Формат: fb2

 Фрагмент

Есть мыслители, влияние которых не ограничивается их эпохой, а простирается на всю историю человечества, поскольку в своих построениях они выразили некоторые базовые принципы человеческого существования, раскрыли основополагающие формы отношения... ... Полная аннотация

Комментировать   : 0 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0  
Книга - Критика чистого разума. Иммануил Кант - читать в ЛитВек

Переводчик: Николай Онуфриевич Лосский

Жанр: Детская образовательная литература, Философия

Серия: Библиотека всемирной литературы (Эксмо)

Год издания: 2015

Язык книги: русский

Страниц: 776

Доступен ознакомительный фрагмент книги!

Читать

Формат: fb2

 Фрагмент

«Критика чистого разума» – фундаментальный труд величайшего философа Иммануила Канта, ставший поворотной точкой в истории мировой научной и философской мысли. Основатель критического идеализма, родоначальник немецкой классической философии, один из... ... Полная аннотация

Комментировать   : 0 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0  
Книга - Критика чистого разума. Иммануил Кант - читать в ЛитВек

Жанр: Философия

Серия: -

Год издания: -

Язык книги: русский

Страниц: 683

Доступен ознакомительный фрагмент книги!

Читать

Формат: fb2

 Фрагмент

Аннотация к этой книге отсутствует.   На страницу книги

Комментировать   : 0 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0  
Книга - Метафизика нравов. «Ты должен, значит, ты можешь». Иммануил Кант - читать в ЛитВек

Переводчик: Сесиль Яковлевна Шейнман-Топштейн , Цолак Геворкович Арзаканян

Жанр: Философия

Серия: -

Год издания: 2019

Язык книги: русский

Страниц: 233

Доступен ознакомительный фрагмент книги!

Читать

Формат: fb2

 Фрагмент

Иммануил Кант (1724 – 1804) оказал огромное влияние на развитие классической философии в мире. В своих трудах он затронул самые важные вопросы мироздания и человеческого общества, ввел многие основополагающие понятия, в том числе «категорический... ... Полная аннотация

Комментировать   : 0 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0  
Книга - Обоснование непостижимого. Иммануил Кант - читать в ЛитВек

Жанр: Философия

Серия: -

Год издания: 2018

Язык книги: русский

Страниц: 133

Доступен ознакомительный фрагмент книги!

Читать

Формат: fb2

 Фрагмент

Что такое вера? Только лишь то, что мы ощущаем душой, интуитивно, но не можем доказать? Или вера в высшую сущность может быть основана на знании? Классик философской мысли великий Иммануил Кант взялся за сложнейшую задачу: доказать путем логических... ... Полная аннотация

Комментировать   : 0 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0  
Книга - Основы метафизики нравственности. Иммануил Кант - читать в ЛитВек

Жанр: Философия

Серия: -

Год издания: -

Язык книги: русский

Страниц: 98

Читать

Формат: fb2

 Скачать

Аннотация к этой книге отсутствует.   На страницу книги

Комментировать   : 0 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0  
главная 1 2 ... 2 »