ЛитВек - электронная библиотека >> Популярные авторы >> Семен Яковлевич Надсон

КОММЕНТАРИИ 1207

Час Великої Гри. Фантоми 2079 року. Книга друга
Юрій Миколайович Щербак

Вихід сенсаційного роману «Час смертохристів» у 2011 році став значною літературною подією...
Не ,ну сам себя не похвалишь, то и сгинешь в забытьи)))
Хотя, хвали не хвали))) В этом вся Украина.

Георгий Sedykh     #190144
Невеста Тёмного Лорда или как влюбить его Темнейшество
Яра Сакурская

Прежде чем что-то предлагать читателю, хорошо бы не только собственное эго полелеять, но и к читателю уважение выработать. Неграмотный текст, начиная с заголовка (sic!), этому не способствует. Это говорит только о слепой и безграничной любви автора к себе и наплевательском отношении к людям - "пипл схавает", "я гениальна, меня не все поймут" (о, да, экзальтированные пятиклассницы поймут!).

Ингаред     #190133
Дедушки с гитарой
Владимир Васильевич Перемолотов

то просто была другая группа "Воскресенье", другая бас-гтара "Урал" и вообще другой 1972 год.

Конст23     #190129
Не сказка(СИ)
Ника Летта

Книга закончена, буктрейлер к книге в сети)) Побежали читать!

Ася     #190087
Избранное
Патрик Зюскинд

Не "Аромат" (нет у этого автора книги с таким названием), а "Парфюмер"!

Лев     #190083
Дни начала
Нидливион

хорошо написано, легко читается ... жаль что очень много опечаток (

albert frolov     #190082
Требуется Некромант (СИ)
Александр Владимирович Степанов

Эта книга не имеет никакого отношения к автору, выложившему собрание сочинений в 10тт. Это просто полные тёзки.

Александр     #190081
Литература. 6 класс. Часть 1
Тамара Федоровна Курдюмова

Жалко что нельзя скачивать полностью.

ене     #190080
И опять Пожарский 6
Андрей Готлибович Шопперт

Со многим не согласен, но читать интересно :)

Оценил книгу на 10
Сварга     #190079
Вернуться в тот же мир
Сергей Викторович Житомирский

В каком году написан этот прелестный рассказик? "Вернуться в тот же мир"? Кажется, что описанная здесь ситуация вселенского масштаба, имела в основе своей старинную идею сказок про "волшебный горшочек", варивший кашу из ничего, или "скатерть самобранку", порождавшую любую еду, и в любых количествах. В голодные времена 60-ых - 70-ых, такие фантастические идеи посещали многих талантливых, но невостребованных системой социализма изобретателей.

Елена     #190078

ВСЕ КОММЕНТАРИИ

 

Надсон Семен Яковлевич - 7 книг. Главная страница.

Синоним: Семен Надсон


Надсон Семен Яковлевич ( 14.12.1862 - 19.01.1887 ) - известный поэт, родился в СПб.; по отцу еврейского происхождения, мать - из русской дворянской семьи Мамонтовых. Отец - чиновник, человек даровитый и очень музыкальный, умер от психического расстройства, когда Надсону было 2 года. Оставшаяся без всяких средств с двумя детьми вдова его сначала жила экономкой и гувернанткой в Киеве, потом вышла вторично замуж. Этот брак был крайне несчастлив. В памяти поэта осталось неизгладимое впечатление от тяжелых семейных сцен, закончившихся самоубийством отчима, после чего мать Надсона, вместе с детьми, поселилась в СПб. у брата, но вскоре умерла. Оставшийся на попечении дяди, с которым мало ладил, Надсон в 1872 г. был отдан пансионером во 2-ю военную гимназию (теперь 2 кадетский корп.), где окончил курс в 1879 г. Поступив в Павловское военное училище, он простудился на учении. Врачи констатировали начало чахотки, и его на казенный счет отправили в Тифлис, где он провел год. В 1882 г. Надсон выпущен подпоручиком в Каспийский полк, расположенный в Кронштадте. Это был лучший период его жизни, когда он впервые почувствовал некоторое довольство и отразил свое светлое настроение в одном из немногих, не отравленных тяжелым раздумьем, стихотворений: Сбылося все, о чем за школьными стенами Мечтал я юношей, в грядущее смотря. Быстро растущая литературная известность, живой нрав, остроумный разговор, доброе сердце - все это располагало товарищей и знакомых к Надсону; его баловали и окружали всякого рода заботами и попечениями. Военная служба, тем не менее, очень тяготила Надсона, и он при первой возможности вышел в отставку (1884).

Несколько месяцев он был секретарем редакции "Недели", но вскоре болезнь груди приняла такой печальный оборот, что друзья поэта, при помощи литературного фонда, отправили его сначала в Висбаден, а потом в Ниццу. Ни теплый климат, ни две мучительные операции туберкулезной фистулы ноги, которые ему сделали в Берне, не привели ни к чему, и летом 1885 г. друзья решили отвезти его назад в Россию. Медленно угасая, прожил Надсон еще около 1 1/2 лет сначала в Подольской губ., затем под Киевом и, наконец, в Ялте, где умер 19 января 1887 г. Много видел он хорошего за это время: популярность его все росла, вышедшее в 1885 г. собрание стихотворений быстро разошлось, потребовалось второе и третье, акад. наук присудила ему Пушкинскую премию, иллюстрированные издания помещали его портреты, он получал множество сочувственных писем. Когда он в Киеве устроил вечер в пользу литературного фонда, его встретили бурной овацией, а после чтения вынесли на руках. Живя под Киевом и ища заработка, чтобы не нуждаться в помощи друзей и литературного фонда, Надсон стал писать литературные фельетоны в киевской газете "Заря". Это вовлекло его в полемику с критиком "Нового Времени" В. П. Бурениным, который в прозрачных намеках взвез на Надсона обвинение в том, что болезнь его притворная и служит для него только предлогом вымаливать пособия. Умирающий поэт, глубоко пораженный тяжким, незаслуженным обвинением, собирался ехать в СПб. и устроить суд чести, но не был допущен к тому друзьями. Через некоторое время нападки возобновились с новой силой; последний, направленный против Надсона фельетон "Нового Времени", пришел в Ялту уже после его смерти. Его тело было перевезено в СПб. и похоронено на Волковом кладбище. Через несколько лет, на собранные по подписке деньги, над могилой Надсона поставлен памятник.

Надсон начал писать очень рано; уже в 1878 г. одно его стихотворение было напечатано в "Свете" Н.П. Вагнера; затем он помещал стихи в "Слове", "Устоях", "Мысли". В 1882 г. с ним пожелал познакомиться А.Н. Плещеев. Надсон считал его своим литературным крестным отцом - и, действительно, Плещеев чрезвычайно тепло отнесся к дебютанту и открыл ему дорогу в "Отеч. Зап.". Помещенные здесь три стихотворения Надсона сразу обратили на него всеобщее внимание и возбудили большие надежды. С тех пор успех его стихотворений в публике все возрастал и интерес к ним не ослабевает до сих пор. В течение 10 лет собрание стихотворений Надсона выдержало 14 изд. и разошлось в количестве свыше 50 тыс. экземпляров. Право собственности на них, по завещанию Надсона, принадлежит литературному фонду, которому он, таким образом, сторицей заплатил за поддержку. Образованный путем продажи стихотворений Надсона "надсоновский капитал" фонда составляет в настоящее время около 50 000 руб. Небывалый успех Надсона, равного которому нет в истории русской поэзии (в таком количестве до истечения срока литературной собственности не расходились ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Кольцов, ни Некрасов), многие приписывали сначала сочувствию к несчастной судьбе безвременно погибшего поэта и как бы протесту против клеветы, отравившей ему последние дни жизни. Прошел, однако, ряд лет, невзгоды забыты, а успех стихотворений Надсона остается прежним. Нужно, значит, искать его объяснение в самих стихах Надсона, тем более, что авторитетная критика мало занималась ими, относясь к Надсону, большей частью, как к поэту второстепенному. В Надсоне отразилось то переходное настроение, которым характеризуется и деятельность лучшего представителя литературного поколения конца 70-х и начала 80-х годов - Гаршина. Надсон - олицетворение Рябинина в известном рассказе Гаршина: "Художники". Подобно Рябинину, он восклицает: "Но молчать, когда вокруг звучат рыданья и когда так жадно рвешься их унять, под грозой борьбы и пред лицом страданья... Брат, я не хочу, я не могу молчать". Было время, когда "поэзия несла с собою неведомые чувства, гармонию небес и преданность мечте, и был закон ее - искусство для искусства и был завет ее - служенье красоте". Но "с первых же шагов с чела ее сорвали и растоптали в прах роскошные цветы - и темным облаком сомнений и печали покрылись девственно-прекрасные черты". Однако, отказавшись от поэзии наслаждения и безмятежного созерцания, Надсон, подобно тому же гаршинскому Рябинину, не нашел своего назначения и в борьбе со злом. Он сам очень хорошо это сознает: "И посреди бойцов я не боец суровый, а только стонущий, усталый инвалид, смотрящий с завистью на их венец терновый". Далеко не соответствует, поэтому, ансамблю поэтической деятельности Надсона представление о нем как о поэте "гражданском" по преимуществу. "Гражданское" настроение Надсона, как и все вообще его настроения, было глубоко искренно, но оно только часть его творческих порывов и является как бы долгом совести, исполнением того, что он считал нравственной обязанностью каждого любящего родину человека и гражданина. По чисто литературным качествам своего таланта он тяготел к лирическим порывам, чуждым тенденции. Это видно и из многих мест его критических заметок и из преобладающего характера стихотворений, которые он оставлял в своем портфеле и которые напечатаны только после его смерти, и из того, что особенно хороши в художественном отношении те стихотворения, в которых он больше поэт, чем гражданин: "На кладбище", "В глуши", прелестный "Отрывок из письма к М.В. Ватсон", грациозная пьеска "Закралась в угол мой тайком", "Сбылося все", "Снова лунная ночь", "Я пригляделся к ней", "Нет, муза, не зови", "Весной", "Умерла моя муза" (последнее стихотворение - одна из трогательнейших пьес русской поэзии, достойная стать рядом с стихотворением Никитина "Вырыта заступом яма глубокая"). Уже в одном из ранних своих стихотворений, "Поэт", Надсон одновременно поклоняется двум идеалам поэзии - гражданскому и чисто художественному. В позднейших стихотворениях, рядом с призывом к борьбе, в его душе идет "мучительный спор" с сомнением в необходимости борьбы ("Чуть останусь один"); рядом с верой в конечное торжество добра ("Друг мой, брат мой", "Весенняя сказка") слагается горький вывод, "что в борьбе и смуте мирозданья цель одна - покой небытия" ("Грядущее"), царит "мгла безнадежности в измученной груди" ("Завеса сброшена") и крепнет сознание ничтожества усилий "пред льющейся века страдальческою кровью, пред вечным злом людским и вечною враждой" ("Я не щадил себя"). Наконец, иногда в душе поэта возникает коллизия с стремлением к личному счастью. В одном из популярнейших своих стихотворений Надсон с удивительной искренностью рассказал, как он "вчера еще рад был отречься от счастья" - но "сегодня весна, вся в цветах, и в его заглянула окно" и "безумно, мучительно хочется счастья, женской ласки, и слез, и любви без конца". Однако в этом отсутствии у Надсона прямолинейности нет ничего общего с неустойчивостью; его колебания, как и у Гаршина, объединены общим гуманным настроением, не холодным и надуманным, а глубоко органическим. Идеал Надсона - Христос: "Мой Бог - Бог страждущих, Бог, обагренный кровью, Бог-человек и брат с небесною душой, и пред страданием и чистою любовью склоняюсь я с моей горячею мольбою". Определение своей поэзии сам Надсон дал в стихотворении "Грезы": "Я плачу с плачущим, со страждущим страдаю и утомленному я руку подаю". В этих словах заключается и определение места, занимаемого Надсоном в истории русской поэзии. Родная дочь музы Некрасова, муза Надсона, имеет свои индивидуальные черты, которые и дороги нервному, надломленному поколению последних лет. Она более склонна к жалобам, чем к протесту, но зато и менее сурова. Не принадлежа к сильным и ярким художникам, Надсон обладает, тем не менее, серьезными поэтическими достоинствами. У него очень музыкальный, иногда образный стих, замечательно задушевный тон, а главное - он владеет большой сжатостью. Любимым изречением его было правило: "Чтобы словам было тесно, мыслям просторно". Ему удалось создать несколько очень метких поэтических формул, врезавшихся в память. Стихи - "Как мало прожито, как много пережито", "Пусть арфа сломана - аккорд еще рыдает", "Облетели цветы, догорели огни" - стали крылатыми и вошли в обиход речи. К сильным сторонам Надсона следует также причислить полное отсутствие искусственной приподнятости и риторичности. Поэзия Надсона ясна и доступна каждому среднему читателю - и может быть в этом даже главная тайна ее успеха. Критические опыты Надсона, собранные в книжке "Литерат. очерки" (СПб., 1888), не представляют ничего выдающегося. Ср. биографию Надсона при стихотворениях (составлена М.В. Ватсон); Арсеньев, "Критические этюды"; ст. Н.К. Михайловского в "Северном Вестнике" (1887), Ор. Миллера в "Русской Старине" (1888); "Сборник статей, посвященных памяти Н." (СПб., 1887); брошюру Н.А. Котляревского (М., 1890); книжку проф. Царевского (Казань, 1890).
Книга - 100 стихотворений, которые растрогают самых суровых мужчин (сборник). Шарль Бодлер - читать в ЛитВек

Жанр: Поэзия, Сборники, альманахи, антологии

Серия: Антология поэзии #2016

Год издания: 2016

Язык книги: русский

Страниц: 39

Доступен ознакомительный фрагмент книги!

Читать

Формат: fb2

 Фрагмент

Что может растрогать суровых мужчин? Какие слова доберутся до самого сердца? Этот сборник стихотворений предлагают свою подборку таких произведений – от великих поэтов всех времен и народов. ... Полная аннотация

Комментировать   : 1 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0  
Книга - Полное собрание стихотворений. Семен Яковлевич Надсон - читать в ЛитВек

Жанр: Поэзия

Серия: -

Год издания: 1962

Язык книги: русский

Страниц: 366

Читать

Формат: fb2

 Скачать

Литературная деятельность С. Я. Надсона продолжалась всего девять лет – талантливый поэт безвременно погиб в 24-летнем возрасте. В поэзии Надсона, глубоко искренней и задушевной, запечатлен не только образ самого поэта, но и строй мыслей и чувств... ... Полная аннотация

Комментировать   : 0 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0  
Книга - Рождественские стихи. Владислав Фелицианович Ходасевич - читать в ЛитВек

Переводчик: Татьяна Юрьевна Стамова , Владимир Маккавейский

Жанр: Поэзия, Сборники, альманахи, антологии

Серия: Антология поэзии #2016

Год издания: 2016

Язык книги: русский

Страниц: 40

Доступен ознакомительный фрагмент книги!

Читать

Формат: fb2

 Фрагмент

Погрузитесь в мир волшебства и радости вместе с любимыми поэтами, которые в своих стихах передали радостную атмосферу Рождества. В этом сборнике собрана поэзия русских и зарубежных авторов, вселяющая даже в сердца взрослых читателей веру в чудеса. ... Полная аннотация

Комментировать   : 0 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0  
Книга - Русская поэзия XIX века. Том 2. Аполлон Александрович Григорьев - читать в ЛитВек

Жанр: Поэзия

Серия: Антология поэзии #1974

Год издания: 1974

Язык книги: русский

Страниц: 428

Читать

Формат: fb2

 Скачать

БВЛ — Серия 2. Книга 42(106). Во второй том «Русской поэзии XIX века» вошли произведения следующих поэтов: Ф. Тютчева, К. Павловой, Е. Гребенки, И. Мятлева, Э. Губера, Е. Ростопчиной, И. Тургенева, Н. Огарева, А. Плещеева, А. Майкова, Ф. Фета,... ... Полная аннотация

Комментировать   : 0 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0  
Книга - Сонет Серебряного века. Сборник стихов. В 2 томах. Том 1. Михаил Алексеевич Кузмин - читать в ЛитВек

Жанр: Поэзия

Серия: Антология поэзии #2005

Год издания: 2005

Язык книги: русский

Страниц: 129

Доступен ознакомительный фрагмент книги!

Читать

Формат: fb2

 Фрагмент

В первый том сборника сонетов Серебряного века вошли произведения Л. Трефолева, В. Буренина, Н. Минского, И. Анненского, К. Романова, П. Бутурлина, П. Якубовича, С. Надсона, К. Фофанова, Ф. Сологуба, О. Чюминой, В. Иванова, Д. Мережковского, К.... ... Полная аннотация

Комментировать   : 0 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0  
Книга - Стихотворения. Семен Яковлевич Надсон - читать в ЛитВек

Жанр: Поэзия

Серия: -

Год издания: -

Язык книги: русский

Страниц: 57

Читать

Формат: fb2

 Скачать

Семен Надсон (Русский биографический словарь) Родился в Петербурге 14 декабря 1862 года. Мать его происходила из русской дворянской семьи Мамонтовых; отец, еврейского происхождения, был чиновником; человек даровитый и очень музыкальный, он умер,... ... Полная аннотация

Комментировать   : 0 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0  
Книга - Стихотворения. Семен Яковлевич Надсон - читать в ЛитВек

Жанр: Поэзия

Серия: -

Год издания: 1987

Язык книги: русский

Страниц: 143

Читать

Формат: fb2

 Скачать

В книгу вошли избранные лирические стихи Семена Яковлевича Надсона (1862–1887), составляющие лучшее из не очень обширного наследия этого поэта, чьи скорбные и гневные строки, звучавшие в условиях политической реакции 80-х годов символом стойкости и... ... Полная аннотация

Комментировать   : 0 : 0 : 0 : 0 : 0 : 0