Литвек - электронная библиотека >> Игорь Абрамович Маринов >> Политика и дипломатия и др. >> "Прыгающая газель" - тавро расизма >> страница 34
встретили приглашение Москвы принять участие в Олимпиаде-80. Мы узнали много нового о Советском Союзе. Особенно мы ценим усилия его руководителей, в том числе спортивных, в борьбе против позорной системы апартеида ЮАР. Единодушны в том, что Москва - чудесный город, который больше всего красит гостеприимство, радушие, готовность хозяев Игр сделать все, чтобы пребывание олимпийцев в советской столице вызывало только приятные воспоминания. Им это удалось на славу. Больше всего нас интересовали соревнования олимпийцев по легкой атлетике, боксу, футболу. Они проходили чрезвычайно напряженно, в бескомпромиссной борьбе и были отмечены высокими результатами. Мы, со своей стороны, весьма довольны тем, что одному из пяти наших соотечественников, которым впервые была доверена честь представлять Лесото на Играх, удалось улучшить национальный рекорд в беге на 1500 метров. Винсент Ракабаэле закончил марафон 35-м. Откровенно говоря, он в состоянии проходить 42-километровую дистанцию и быстрее. Но ведь и закончить ее тоже почетно, когда вокруг тебя такие сильные конкуренты! Но вот что, пожалуй, главное для нас. Здесь, в Москве, мы познакомились со многими коллегами из Африки, а также из стран Азии и Латинской Америки, спортсмены которых готовились под руководством советских специалистов.

Мы услышали много лестных отзывов об их высокой квалификации и умении работать с людьми. Представители Лесото намерены провести переговоры с советскими спортивными деятелями, чтобы выяснить возможность приглашения в нашу страну тренеров из СССР. Авторитет их в Африке уже давно утвердился. Мы думаем, что все участники Игр, как и спортсмены Лесото, должны выразить благодарность советским организаторам за отличные условия на соревнованиях и жизни в Олимпийской деревне, где можно было так хорошо тренироваться, отдыхать, познакомиться с искусством блестящих советских артистов. Мы особенно хотим подчеркнуть, что великолепная культурная программа - одна из главных заслуг хозяев Игр. Она позволила нам познать душу народа, а это значит, и лучше понять далекую от нас страну. Ведь и в этом огромное значение Олимпийских игр».

Несомненно, участие в Играх атлетов стран, делающих только первые шаги на международной арене, придало особую свежесть самой атмосфере Олимпиады. Некоторым дебютантам посчастливилось ощутить и новизну удачи - победы в первом олимпийском турнире. Конечно же, я говорю прежде всего о молодой африканской Республике Зимбабве, вскоре после окончания Игр в Москве принятой в Организацию Объединенных Наций. Авторами подлинной сенсации можно считать хоккеисток Зимбабве, завоевавших олимпийское золото на травяном газоне.

«Такое впечатление, что не они за мячом бегают, а мяч постоянно находит хоккеисток», - сказал об игре африканских спортсменок один советский специалист травяного хоккея. И в самом деле, сборная Зимбабве отличалась не только отменной физической подготовкой, но и быстротой, точностью выполнения технических приемов, акцентированной игрой в пас, умением четко реализовать стандартные положения, использовать всю ширину поля и завидным бойцовским духом. Видимо, травяной хоккей ожидает приятное будущее, если женская сборная сумела продемонстрировать такое мастерство и, я бы сказал, хватку турнирного бойца, несмотря на отсутствие столь необходимого международного опыта.

Вообще говоря, выступления и успех сборной республики Зимбабве примечательны во многих отношениях. Не в последнюю очередь тем, что на примере этой африканской страны мы смогли воочию убедиться в том, какие поистине широкие возможности открываются перед спортом страны, сбросившей с себя смирительную рубашку расистских догм апартеида, которые были навязаны ей правителями бывшей Южной Родезии.

…Снова листаю блокнот, заведенный в Олимпийской деревне. «Встретился с лучшей хоккейной сборной Зимбабве - «главным бомбардиром», молоденькой Патрицией Маккилом, набравшей в женском турнире наибольшее число очков, начисляемых за забитые голы и реализованные штрафные удары. «Поздравляю, завтра последний матч, а с ним, наверное, и первое олимпийское золото Зимбабве». Она смеется: «Я суеверна, как многие спортсмены накануне больших матчей. А вот скажу вам сейчас: мы выиграем завтра у австриек, и это будет самое дорогое для нас золото - олимпийское. Так что поздравления принимаю. Пойдемте, провожу вас в нашу штаб-квартиру. Догоняйте!» - Патриция Миккилом легонько побежала вперед».

Естественно, что на следующий день в разговоре с Марком Манолиосом, белым заместителем чернокожего руководителя делегации Зимбабве Джона Мадзимы, я не мог не коснуться этих вопросов.

- Отныне в нашем спорте расовой проблемы не существует. Прежний режим, при котором наша африканская родина, родина черных и белых, была в течение 15 лет лишена контактов на международной арене, закрывал нашим спортсменам дорогу на олимпийские игры, где не может быть места расовой дискриминации. Отныне члены сборных команд Зимбабве, отбираются по принципу спортивных заслуг. И если большинство членов спортивной делегации Зимбабве - это атлеты с белым цветом кожи, то это означает только то, что прежде они располагали несравненно большими возможностями для совершенствования мастерства. Мы сразу же приняли приглашение участвовать в Московской олимпиаде. Считаем, что никакое политическое вмешательство в спорт неоправданно. Разумеется, мы не рассчитывали на такой успех, и поэтому наша радость поистине безгранична и разделяется в равной мере всеми. Это относится не только к хоккеистам, но также и к пловцу Гай Гуссену, например. Он установил национальный и африканский рекорды на дистанциях 100 метров вольным стилем и 200 метров баттерфляем. Мы относим также в разряд успехов 10-е место в соревнованиях по прыжкам в воду с трамплина Антуанетт Вилленд, которая, по правде сказать, не привыкла выступать в закрытом бассейне. Это дает мне основание надеяться, что перед многонациональным спортом Зимбабве открываются хорошие перспективы теперь, когда с изоляцией на международной арене покончено. Мне приходилось присутствовать в качестве наблюдателя на некоторых предыдущих олимпиадах. Олимпийские арены Москвы, а также Олимпийская деревня не имеют равных себе. Но особенно нас поразил теплый прием, оказанный организаторами и всеми советскими людьми. Нам буквально ни в чем не было отказа. Очень порадовала членов команды Зимбабве и культурная программа. Мы были в Большом театре и в цирке, совершили несколько экскурсий по Москве. Должен сказать, что наше мнение о советской столице и Советском Союзе изменилось в позитивную сторону по