ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Джейн Энн Кренц - Разозленные - читать в ЛитвекБестселлер - Михаил Юрьевич Елизаров - Библиотекарь - читать в ЛитвекБестселлер - Владимир Владимирович Познер - Прощание с иллюзиями - читать в ЛитвекБестселлер - Борис Акунин - Аристономия - читать в ЛитвекБестселлер - Бенджамин Грэхем - Разумный инвестор  - читать в ЛитвекБестселлер - Евгений Германович Водолазкин - Лавр - читать в ЛитвекБестселлер - Келли Макгонигал - Сила воли. Как развить и укрепить - читать в ЛитвекБестселлер - Мичио Каку - Физика невозможного - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Рэм Сергеевич Красильников >> История: прочее и др. >> Новые крестоносцы. ЦРУ и перестройка

Рэм Сергеевич Красильников Новые крестоносцы — ЦРУ и перестройка

80-Летию контрразведки СССР — Российской Федерации посвящается

От автора

Эти звучные имена многие помнят со школьной скамьи: Готфрид Булонский, герцог Лотарингский; Раймонд, граф Тулузский; Ричард Львиное Сердце, король Англии; герцог Роберт из Нормандии; Фридрих I Барбаросса, император Германии — это имена предводителей первых крестовых походов времен раннего Средневековья. Призвал к ним — для освобождения гроба Господня — глава римско-католической церкви папа Урбан II в 1095 году на Клермонском соборе. Соблазненные обещаниями легких побед, сказочных богатств, феодалы Западной Европы сколотили отряды конных рыцарей и пехотинцев, нашили красные кресты на одежду и устремились на Восток. К ним присоединился обнищавший деревенский и городской люд и разного рода ловкие авантюристы. Так появились крестоносцы — религиозные фанатики.

Искушение воображаемым триумфом направляло воинов Христа уже не только на Иерусалим: замки крестоносцев, опорные базы экспансии, расползались по всей Европе, разжигая азарт, желание совершать новые стремительные набеги. Уже не религиозными мотивами, не борьбой с неверными прикрывались походы крестоносцев; цели были вполне земные — покорение новых земель, захват чужих богатств.

О восьми крестовых походах, канонизированных в летописях истории, об их организаторах и предводителях можно прочитать в учебниках истории, специальных научных исследованиях и исторических романах.

Идея крестовых походов не умерла с крахом первых солдат Христова воинства — в XX столетии она вновь возродилась, приняв черты, присущие новой эпохе. Век 21 придал крестовым походам новую окраску: они рядятся в тогу глобализма, камуфлируются лозунгами международной антитеррористической операции.

Мое повествование, впрочем, не о крестовых походах современности, которые по истинным целям своих идеологов удивительно напоминают далекое прошлое. Снова, как в былые времена, в XX веке маскируют божественно-мифической экипировкой воинственные кампании против нашей страны, именуя их крестовыми походами. Из истории никогда не исчезнут имена устроителей этих походов — Уинстона Черчилля, поднявшего силы могущественной Антанты, чтобы удушить в колыбели безбожную Советскую Россию; Адольфа Гитлера-Шикльгрубера, вознамерившегося «железным кулаком» расправиться с «дьявольским восточным колоссом»; Рональда Рейгана, объявившего «крестовый поход» против «империи зла».

Главный персонаж этой книги — Центральное разведывательное управление США как ударная сила и этого крестового похода, последнего в XX столетии, и новых акций американской разведки. Деятельность ЦРУ и его московской резидентуры видится глазами бывшего руководителя того отдела советской контрразведки, который противостоял американским спецслужбам, расквартированным в посольстве Соединенных Штатов в Москве. Жестокое столкновение спецслужб СССР и США в XX веке — непреложный факт истории, еще достаточно свежий в памяти, но уже стремительно удаляющийся от современников. Как любое историческое явление, это противоборство спецслужб требует объективного и честного анализа и оценки, логически соединяющей мотивацию действий сторон в прошлом с современными взглядами на вещи. Конечно, тут не может быть тождества, нельзя осовременивать даже совсем недавнее и полностью доверяться нашему сегодняшнему восприятию, — всякие аналогии очень условны. Первые крестовые походы давно сделались принадлежностью эпохи феодализма. Но в любом случае прошлое поучительно, привлекать историю для анализа необходимо: всегда важно понимать, что двигало поступками людей даже не в очень отдаленное от нас время.

Может быть, поэтому не так уж неожиданны параллели с крестовыми походами Средневековья, когда речь идет о нашей стране, не раз в своей истории подвергавшейся нашествиям новоявленных крестоносцев. Исторические сравнения, не исключено, даже несколько опасны для исследователей, но в данном случае аналогия вполне уместна, и не только в силу исторической образности, но главным образом потому, что многие политики Запада, прочно связавшие себя противостоянием с Советским Союзом и Россией, сочли выражение «крестовый поход» подходящим для обозначения бескомпромиссной схватки двух общественно-политических систем, двух мировоззрений. Схватка эта приняла формы и военных столкновений, ставящих нашу страну на грань самой возможности существовать, и тайного противоборства специальных служб, не признающих правил игры. Разведке противника в этих условиях была уготовлена роль тарана, чтобы пробить бреши в нашей обороне. России и Советскому Союзу суждено было в XX веке испытать силу и коварство таких мощных и умудренных разведывательных служб, как Сикрет Интеллидженс Сервис Великобритании, абвера и РСХК гитлеровской Германии и ЦРУ Соединенных Штатов.

Первым, пожалуй, употребил в новое время звучный эпитет «крестовые походы» большой любитель афоризмов Уинстон Черчилль. Эстафету подхватил американский президент Рейган, одержимый многими мистическими идеями. Что ж, придется принять этот жестокий термин.

История оставила человечеству итоги и последствия крестовых походов — и тех, что под лозунгом освобождения гроба Господня полыхали в мире давным-давно, и тех, что огнем и мечом прошлись по планете при нашей цивилизации.

Итак, новые крестоносцы. «Призраки с улицы Чайковского» — так сами американцы любили называть разведчиков московской резидентуры ЦРУ за их почти мифическую неуловимость. Дело, однако, в том, что она вовсе таковой не была. Противодействие советской контрразведки акциям спецслужб США при активном участии нашей разведки и других специальных органов и подразделений нашей страны, срыв разведывательных операций московской резидентуры — уже достояние секретных архивов; многие из них открыты для общественности.

«Призраки с улицы Чайковского» — это название вышедшей в 1999 году моей книги о посольской резидентуре американской разведки, о ее действиях в 80-е годы XX столетия, вошедшие в историю как «десятилетие шпионажа».

Сегодня уже не существует прежнего названия улицы, на которой размещается посольство Соединенных Штатов, да и само дипломатическое представительство значительно расширилось — введен в строй импозантный комплекс зданий на набережной реки Москвы, напротив Дома правительства России.

Литература о спецслужбах очень популярна в Соединенных Штатах, особенно когда за перо берутся знатоки —