Литвек - электронная библиотека >> Авиация, ракетная и космическая техника >> Самолеты мира 1996 01

Самолеты мира 1996 01

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ САМОЛЕТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ


В начале 90-х годов перед Военно-воздушными силами России в полный рост встала задача технического переоснащения парка учебно-тренировочных самолетов, значительно отставших по характеристикам от

современных боевых машин. Потребовалась замена находящихся в эксплуатации устаревших самолетов L-39 чехословацкого производства. Сложности со снабжением запасными частями в связи с переходом на валютные взаиморасчеты с Чехией подвели к необходимости кардинального решения вопроса. В двухэтапном конкурсе на создание нового учебно-тренировочного комплекса для подготовки летного состава, проводимом ВВС России, приняли участие ведущие самолетостроительные фирмы: ОКБ А.И.Микояна, В.М.Мясищева, П. О. Сухого и А. С.Яковлева. По результатам первого этапа отдано предпочтение проектам УТК Як-130 фирмы Яковлева и МиГ-АТ/УТС объединения МАПО-МИГ, которые вышли на следующий тур конкурса, включающий в себя рабочее проектирование, постройку опытной партии, проведение государственных испытаний и подготовку производства к серийному выпуску самолетов.


МИГ-АТ/УТС


Анатолий БЕЛОСВЕТ, Юрий ПОЛУШКИН


Самолеты мира 1996 01. Иллюстрация № 1 В присутствии большого числа официальных лиц России и Франции, военно-воздушных атташе и журналистов многих стран мира 18 мая 1995 г. состоялся «ролл-аут» (выкатка) нового учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ, созданного при участии ряда российских и французских фирм. С нашей стороны это прежде всего вновь образованное объединение МАПО-МИГ (разработчик проекта, постройка и испытания опытных образцов, подготовка серийного производства), ГосНИИАС (математическое обеспечение бортового оборудования, комплексирование авионики, программы компьютерных классов), МЗ «Звезда» (новое облегченное катапультное кресло), объединения «Авионика» и «Родина» (электродистанционная цифровая система управления самолетом). С французской стороны участвовали фирмы «Снекма» и «Турбомека» (двигатели) и фирма «Секстан-Авионик» (комплекс авионики).

Необходимость создания отечественного учебно-тренировочного самолета назрела давно, однако формирование требований к нему шло достаточно сложно.

С одной стороны, летные училища хотели получить самолет, близкий по уровню характеристик к L-39, с простым комплексом бортового оборудования, и отличающийся лишь более высоким уровнем безопасности полета за счет наличия двух двигателей вместо одного, а также лучшими эксплуатационными характеристиками, большими сроками службы и ресурсом.

С другой стороны, научно-исследовательские институты ставили во главу угла вопросы подобия (прежде всего в аэродинамических характеристиках и в интерьерах кабин) самолетам-истребителям четвертого поколения - таким как МиГ-29, Су-27, и предполагали использовать самолет на завершающей стадии подготовки летчиков для повышения их квалификации.

На самом деле, требовалась разработка всего комплекса, в том числе тренажеров и учебных классов.

Наконец, было принято решение, в реализации которого существенную помощь оказало руководство летных училищ. Группа специалистов, создателей МиГа, предприняла поездку по летным школам. Их беседы с инструкторским и летным составом помогли сформулировать многие требования к УТС. Например, речь шла о широкой колеи шасси, которая повышает безопасность при порыве бокового ветра при посадке; об установке более совершенных катапультируемых кресел; о птицестойкости остекления; о конвейерной посадке-взлете (выполнение нескольких полетов «взлет-полет по кругу-посадка-рулежка-снова взлет» и т. д. без выключения двигателя, осмотра и дозаправки самолета топливом); об обеспечении непопадания посторонних предметов в воздухозаборник и других.

«Миговцы» на стадии технических предложений представили два варианта: самолет с «прямым» крылом и самолет с интегральной схемой. Первый самолет разрабатывался с двумя вариантами оборудования и интерьера кабины. Один - упрощенный, близкий к L-39; другой - соответствующий уровню передовых самолетов-истребителей с электронными дисплеями («стеклянная» кабина).

При эскизном проектировании концепция самолета была проработана более тщательно. Ключевыми стали вопросы обеспечения «динамического» подобия и роста безопасности полета.

Очевидно, что главный экономический эффект дает максимально возможное приближение к характеристикам полета самолета-истребителя. Это позволяет резко сократить число полетов на двухместном варианте основного боевого самолета. В условиях доперестроечных цен на самолеты, топливо, запасные части разница в стоимости летного часа на боевой машине и на учебном варианте (спарке) на базе легкого истребителя (МиГ-21У и L-39) была не столь велика и не имела решающего значения. При росте цен и переходе на спарки МиГ-29УБ и Су-27УБ это стало доминирующим фактором. Препятствие преодолимо лишь в случае так называемого «динамического» подобия, при котором характеристики управления учебным самолетом и индикация совпадают с основным типом боевого самолета. Для достижения такой цели УТС должен обладать следующими качествами:

- не уступать боевому самолету в характеристиках маневренности и управляемости в значительном диапазоне высот и скоростей, особенно по уровню допускаемых и располагаемых перегрузок, угловых скоростей;

- иметь репрограммируемую цифровую дистанционную систему управления и систему электронной индикации;

- располагать широким диапазоном взлетно-посадочных скоростей, т. е. выполнять первые полеты при взлетно-посадочных скоростях 170-180 км/ч, обеспечивающих максимальную безопасность при обучении, а завершать на 220-240 км/ч, соответствующих посадочным скоростям боевых самолетов;

- иметь репрограммируемость тяги двигателей.

Стремление к повышению уровня безопасности полета оформилось в виде целой программы. В ее основе не только мероприятия по тщательному конструированию и отработке систем. Одна из важнейших задач - научить самолет «прощать» ошибки пилотирования. Например, благодаря высокой тяговооруженности и хорошей аэродинамике торможение самолета при длительном маневрировании с максимальными перегрузками незначительно и вероятность сваливания в штопор крайне мала (в отличие от самолета интегральной схемы, который при тяговооруженности 0,6 может потерять скорость до минимальной эволютивной буквально за 2-3 секунды). Внедрение экспертных систем на базе искусственного интеллекта позволяет прогнозировать возможность