Литвек - электронная библиотека >> Александр Анатольевич Иванов >> Альтернативная история >> Время пирамид >> страница 4
более длительное время.

 – Следы на прибрежном песке океана времени...

 – Весьма поэтично определили вы нашу задачу, Император.

 – Так что за следы мы намерены оставить нашим... последователям?

 – Видите ли, Великий... Оставшимся в живых, совершенно не будет дела до этих наших следов. По крайней мере, достаточно длительный период, они будут просто стараться выжить, так как буйство стихии остановится далеко не сразу. Мы полагаем много десятилетий может пройти, пока Мир хотя бы предварительно не очистится от ужасных последствий катастрофы. И это ещё очень оптимистичный прогноз. Возможно, всё будет гораздо хуже – возможно длительное, порядка тысячелетий, изменение климата всего Мира в худшую, для жизни, сторону.

 – Значит, что?

 – Значит то, что наше послание весьма продолжительный период времени не будет востребовано в полной мере.

 – Но, почему же? Людям понадобятся наши знания для устройства своего существования – строительства домов, храмов, промышленности, сельского хозяйства...

 – Увы, нет, Император! Скорее всего, у них долго не будет потребности в строительстве храмов.

 – Тогда зачем...

 – А затем, мой мальчик, что такая потребность всё-таки непременно возникнет!

 – Я не совсем вас понимаю, учитель...

 – Дикому жителю тропических лесов не нужны наши знания в астрономии или физике. Это вы понимаете?

 – Да, это я понимаю. И что?

 – Ему необходимо просто умение делать несложные орудия труда и охоты, иметь знания о повадках птиц, зверей, рыб речных и о полезных свойствах растений, вокруг произрастающих. Скорее всего, такие знания сохранятся и без нашего участия, потому что это глубинные знания, постигнутые нами ещё на ранней стадии нашего развития. Теперь представьте, находит такой житель, например, прибор для точного определения координат на поверхности Мира, оставленный нами ему в послание. Что он с ним сделает?

 – Э... что?

 – С большой долей вероятности использует не по назначению. Скажем, начнёт колоть им орехи. То есть, он ему больше ни для чего не нужен. Следовательно, такое послание пропадёт даром. Вот когда этот гипотетический житель построит первый корабль и отправится путешествовать по океану в дальние страны – тогда, да. Этот прибор будет ему просто необходим.

 – Кажется, я понял вас, Советник. Наши знания должны открываться нашим потомкам постепенно, по мере востребования. По мере роста уровня развития их цивилизации.

 – Хороший ответ, ученик! Именно по мере роста уровня развития. Так мы и делаем – наши защищённые хранилища информации будут открывать свои тайны нашим потомкам по мере развития их науки. Я не зря совершил вояж по академиям всего Мира. Сейчас везде, по всем возможным в будущем очагам развития грядущей цивилизации происходят подобные закладки. Не должен попасть в руки дикаря лучемёт для резки камня. И он к нему не попадёт. А вот знания по земледелию он получит. И начальные знания в естественных науках тоже.

 – И каким же образом вы намерены обеспечить... доставку наших посланий?

 – Мы создаём хранилища, способные переживать тысячелетия. Ими станут громадные, мегалитические сооружения различных форм, отвечающие соображениям устойчивости к разрушающим воздействиям, построенные методами каменного литья, лучевой и дисковой резки с применением наших, облегчающих вес каменных блоков, подъёмников. С точностью, недостижимой для наших одичавших потомков. Эти сооружения будут у них на виду, постоянно будоража воображение самим фактом своего существованием. Можно даже представить себе, как станут меняться, по мере роста цивилизованности, представления потомков о том, кто, как и для чего создал такие, с их точки зрения, чудеса света. Сначала, как полагается, посчитают, что их создали боги. Кто же, кроме богов на такое способен? Далее вообразят, что это построили их древние владыки для своих усыпальниц. Владыки ведь наместники богов на земле, не так ли? (Император фыркнул). Потом, вероятно, в ранг создателей войдут пришельцы из далёких миров Пустоты. Кто же на всей земле обладает такими невероятными технологиями? И лишь только затем, достигнув определённого уровня развития науки о своём мире, потомки сообразят, что были цивилизации и до них, что они сгинули в результате всемирной катастрофы, и что таким образом они, то есть мы, передаём им своё сообщение. Тогда они начнут искать уже целенаправленно и только тогда смогут найти те наши посылки, которые не лежат на поверхности и добраться до которых не так просто.

 – И тогда наша цивилизация воскреснет из небытия, и мы возродимся в наших потомках...

 – Я не до такой степени оптимист... Ваше Величие. Это будет совсем другая цивилизация. У них будут свои взгляды, свои устремления, свои приоритеты, своя мораль и своя судьба. Вряд ли мы сможем навязать им наши представления о мире. Максимум на что я рассчитываю, так это на то, что память о нас не смоют волны океана времени. С рыхлого прибрежного песка.

 – То есть, вы полагаете, что от нас останется только память? И всё?

 – Это не так мало, Император.

 – Как «не так мало»? А наши достижения в науке, культуре, государственном строительстве? А наши произведения искусства, они что, ничего не значат? Как наши предки смогут составить о нас правильное представление, если не увидят наши картины, скульптуры? Или если не смогут прочесть наши книги? Они же тогда не смогут нас понять!

 – Время безжалостно к культурным ценностям человечества. Тем более, если на его стороне выступают такие чудовищные силы катастрофы. Вряд ли мы сможем сохранить картины и книги на протяжении десяти тысяч лет.

 – Сколько? Вы и в самом деле считаете, что может пройти столько времени?!!

 – Да, Ваше Величие. Доставка нашего послания затянется на десять – двенадцать тысяч лет.

 – Ужасная пропасть времени! Но вы же сказали, что кое-кому из нас посчастливится уцелеть? Это означает, что он сможет сразу начать восстанавливать всё, что только будет возможно. Он сохранит свою память и сможет передать потомкам наши знания. Хотя бы их некоторую часть.

 – Увы! Эта «некоторая часть» будет ничтожно мала и постепенно затухнет на протяжении нескольких поколений. Скорее всего, она останется существовать в форме религиозных мифов и преданий, которые часто воспринимаются как выдумки и сказки, и которым нет полной веры. Конечно, значимость и такой