Литвек - электронная библиотека >> Лев Валентинович Сокольников >> Современная проза >> Сказка для Мary

Сокольников Лев Валентинович Сказка для Мary









United States of America.

Mary Winfree.

3725 N Jones. B l V D

Las Vegas Nevada, 89108.





Mary!



Не спрашивай, откуда знаю твои имя, фамилию, место проживания и увлечение сказками, кои никогда и нигде не были опубликованы. Так? Всё верно?

Преимущество за мной: я о тебе что-то знаю, ты обо мне — ничего.

В процессе переписки "сниму покров таинственности" и расскажу о себе больше, чем нужно. И так бывает.

Если увлекаешься сбором редких, малоизвестных сказок, то хотелось бы знать: сколько лет посвятила занятию? Десять? Тридцать? Дольше? Сколько "жемчужин" нашла? Сказки, какого народа преобладают? Какова ценность найденных сказок? Какова техника поиска? Найденные сказки помнишь? Сама не пробовала сочинять?

Пожалуй, милая Мери, на сегодня ничего сказочного не осталось и в этом кроется основная трудность в собирании.

И у меня нет ничего сказочного, что не было бы записано литерами кириллицы, но будь хотя бы одна — непременно подарил бы тебе. Со сказками трудно: они все учтены и опубликованы.

Но! Машенька, если нет сказки, то, может, её стоит написать самим? Почему "нет"? Сесть за стол, включить компьютер, закрыть глаза и представить… Кого и что представить?

…мою подружку, соседскую девочку Марусю не полных пяти лет. Она, как все дети, любит донимать взрослых трудными вопросами. Что от неё терпят родственники — не знаю, но меня она почему-то считает большим знатоком сказок и задаёт только "сказочные" вопросы:

— Почему тучка чёрная?

— Потому, что много воды из болота выпила. На даче бываешь? А недалеко от вашего домика болотце видела? какая вода в болоте тёмная? Оттого и тучка чёрная.

— А как она пьёт?

— Видела, как из чайника пар выходит? Солнце нагревает болото, пар от болота поднимается вверх, а тучка тут как тут: повиснет над болотом и дышит паром.

А потом пар остывает, и капли воды из него получаются. И тебя бабушка паром лечит, когда ты горло простудишь. Бывало?

— Помню. А у меня где тучка получается от пара? — глаза хитрые, сама давно поняла, где всё собирается… Отвечать нужно, вопрос сложный, дети способны загнать в угол кого угодно!

— Сколько "Фанты" можешь выпить? — дипломатичный ребёнок не даёт ответа на прямой вопрос о возможностях с "Фантой" и задаёт встречный вопрос:

— А гром, почему бывает?

— Тучка с нами так разговаривает, пугает: "прячьтесь, скоро дождь польётся! иди в дом, а не то — промокнешь!"

— А молния почему? И гремит?

— Молния? — в самом деле, для чего нужна ещё и молния? Как объяснить пятилетней девочке проявление статического электричества в природе? когда представления о нём смутные? О молнии не все взрослые знают, а тут — ребёнок?

— А это? — и она указывает на радугу после ливня. Какие у неё при этом глаза? Описать глаза ребёнка любующегося радугой — бесполезное, невозможное дело. Слов нет для описания восторга в её глазах, а те слова, что есть у меня в обращении — слабые.

— Видишь, она круглая? А за ней тучи чёрные? Она потому изгибается дугой, чтобы дождь по ней скатывался в другое место. Нас тучка дождём полила, теперь другим дождь выливает.

Не знаю, какими вопросами Маня истязает родичей, но им кажется, что они стоят в "первом ряду обороны" от неё, а я пребываю в "глубоком тылу":

— Вы легко отделываетесь своими ответами.

Их ответы "полезнее для ребёнка, важнее, нужнее и полнее, чем пояснения других "ответчиков" вроде меня. Ответ на вопрос "куда солнце девается и почему тогда хочется спать" важнее, чем "а что кушает водяной?

У кого-то из Марусиных родственников есть дача. Наша, российская дача — это не дача где-нибудь в Швеции, наши дачи — это, прежде всего, кормилицы и редко что-то иное. В "четырёх девятках" наши дачи — место для производства продуктов земледелия. Если в Швеции на дачах отдыхают, то на наших русских дачах — смертельно устают. Мы такую усталость определяем двумя словами: "язык вывалился". Как думаешь: англоязычные читатели поймут причины выпадения языка? Это чисто собачье состояние: высунутый язык…

А в остальном с дачами — "всё как у всех", одинаковое. Но, повторяю: "остальное" у нас исключено! "Остальное" позволительно не всем." Дача родичей Маши очень и очень уступает даче мэра нашего города, но такое у нас никого не трогает. Дача электрифицирована. Есть водяная башня с насосом и дачи снабжаются водой с мая до наступления холодов с морозами. Если у кого-то других бывает просто холодное время года, "сезон", то у нас — морозы.

Само "дачное товарищество" с названием "Ягодка" никогда бы не удостоилось чести быть упомянутым мною, если бы не его примечательности: товарищество расположено в таком живописном "неудобь", что иного места по красоте и отыскать трудно. В километре от дач — смешанный лесок гектар на двадцать, или более того, и этот лесок так и просится в фильмы на сказочные сюжеты. Лес богат ягодами и грибами, но в сезон. Тут тебе и среднерусские холмы с ручьями между ними, и родники, что питают ручьи, и куски смешанного леса площадью не менее пяти гектаров каждый. Есть лесные массивы и более…

Кто-то добрый и мудрый не пожалел старой, большой дубовой бочки из-под какого-то там продукта и вкопал её в один из родников под бугром. Бочка без дна, родниковая вода наполняет бочку до половины чистейшей водой; вода не переливается через край, а крепкой ровной струёй вытекает из стенки бочки. Удобно! Подставь пригоршни, набери кристально чистой воды — и пей! Можешь и слушать, что говорит родниковая вода, падая в промытое углубление…

— Кто бочку закопал?

— Хороший человек. Добрый. Послушай, как вода разговаривает… — Маруся недоверчиво и долго смотрит на меня: как это вода может "разговаривать"!?

Прошли годы. Маруся выросла и доучилась до диплома "филолог". Удачно вышла замуж и стала "Марией Петровной". Двое прекрасных детей и хороший муж ныне окружают её. Достижение? Сама достигла, или "повезло"?

Не работает по двум причинам: дети — первая, основная и главная, вторая — нет работы по специальности. Да и не нужна ей работа, она вполне обеспечена мужем. Видел её однажды, но разговора о прошлых сказках, что для неё сочинял когда-то, не было. И причины забывчивости были непонятны….

Сколько у нас манечек, став взрослыми, теряют радостное и удивлённое свечение глаз при виде радуги — таких данных у меня нет.

Всё, что пойдёт ниже — всё, что не рассказал девочке Машеньке. Ни Маруся в прошлом, ни сегодняшняя Мария Петровна, не слышала от меня и не читала моих сочинений.

Признаюсь: сочинения тяжеловаты. У кондитеров есть определение тесту: "выхоженное", или со