Литвек - электронная библиотека >> Жан-Франсуа Лиотар >> Искусство и Дизайн и др. >> Состояние постмодерна >> страница 36
характерно открывать неизвестные свойства, которые могут изменить модель технологической среды и сформировать непредвиденные потребности. Он приводит пример использования твердых материалов для усиления и развития физики твердых тел. Такая «негативная настройка» социальных интеракций и потребностей по современному техническому объекту критиковалась Р. Жоленом (Jaulin R. Le mythe technologique // Revue de l'entreprise. j26, mars 1979. P. 49–55). Автор рецензирует работу: Haudricourt A. G. La technologie culturelle, essai de methodologie // Histoire des techniques / Gille B. (ed.). Loc. cit.

(обратно)

220

Медавар (op. cit. P. 151–152) противопоставляет стили письменной и устной речи ученых. Первый должен быть «индуктивным», если не хочет пройти незамеченным, второй — содержит целый список выражений такого рода, как «My result don't make a story yet», которые можно часто услышать в лабораториях. Он делает вывод: «Scientists are building explanatory structures, telling stories…».

(обратно)

221

Наиболее известный пример такого рода описан в: Feuer L. S. The Conflict of Generations (1969). Как подчеркивает в своем предисловии к французскому изданию этой книги Московиси, «Относительность родилась в „академии“ случая, образованной друзьями, из которых ни один не был физиком: только инженеры и философы-любители», (t. f. Einstein et le conflit des generations. Bruxelles: Complexe, 1979.)

(обратно)

222

Это парадокс Оруэлла. Бюрократ говорит: «Мы не будем довольствоваться ни негативным подчинением, ни даже самым низким послушанием. Когда в конце-концов вы придете к нам, вы сделаете это добровольно» (Orwell. 1984. N. Y.: Harcourt & Brace, 1949). В языковой игре этот парадокс принимает форму: «Будь свободен» или еще «Желай, что ты желаешь». Он проанализирован в: Watzlawick & al. Op. cit. P. 203–207; Salanskis J. M. Geneses «actuelles» et geneses «serielles» de l'inconsistant et de I'heterogene // Critique. j379, decembre 1978. P. 1155–1173.

(обратно)

223

См. описание у Нора и Минка (op. cit. Presentation) напряженности, которая нс замедлила появиться во французском обществе с массовой информатизацией.

(обратно)

224

См. прим. 181, а также дискуссию по концепту «открытая системность» в работах: Watzlawickd & al. Op. cit. P. 117–148; Salanskis J. M. Le sytematique ouvert. 1978.

(обратно)

225

После отделения церкви от государства Фейерабенд (op. cit.) потребовал, в том же «светском» духе, отделения науки от государства. А как же с отделением Науки от Денег?

(обратно)

226

По крайней мере, это один из способов понять, что означает этот термин, относящийся к проблематике О. Дюкро (op. cit.).

(обратно)

227

«Язык функционирует как трансформатор: личные знания трансформируются в высказывания, а потребности и чувства — в нормативные ожидания (заповеди или ценности). Такая трансформация устанавливает важное различие, которое отделяет субъективность намерения, желания, удовольствия или боли, с одной стороны, от выражений и норм, претендующих на универсальность, с другой стороны. Универсальность — значит объективность познания и легитимность действующих норм. Такие объективность и легитимность обеспечивают общность (Gemeinsamkeit), существенную для становления социального жизненного мира». Мы видим, что прописанная таким образом проблематика, фиксируя вопрос о легитимности на одном типе ответа — универсальности, с одной стороны, предполагает тождественность легитимации для субъекта познания и для субъекта действия, наперекор кантовской критике, разделяющей концептуальную тождественность, свойственную первому, от идеальной тождественности («сверхчувственной природы»), которая является горизонтом второго; а с другой стороны, — поддерживает консенсус (Gemeinschaft) как единственно возможный горизонт жизни человечества. (Habermas J. Raison et legitimite Loc. cit. P. 23–24.)

(обратно)

228

Ibid. P. 22. Подчинение метапрескрипций проскрипции, т. е. нормализация законов, явно просматривается в Diskurs, например, на с. 146 читаем: «Нормативное притязание на законность является само по себе познавательным в том смысле, что всегда предполагает, что оно может быть принято при рациональном обсуждении».

(обратно)

229

Ж. Кортиан (Kortian G. Metacritique. Paris: Minuit, 1979. Partie V) критически анализирует этот аспект aujklarer мысли Хабермаса. См. того же автора: Discours philosophique et son objet//Critique, 1979.

(обратно)

230

Poulain G. Art.cit. (см. примеч. 28); о более общей дискуссии о прагматике Серла и Гелена см.: Poulain G. Pragmatique de la parole et pragmatique de la vie//Phi zero. j7, septembre 1978. Universite de Montreal. P. 5–50.

(обратно)

231

См.: Tricot & al. Informatique et libertes. Rapport au gouvernement/ /Documentation francaise, 1975; Joinet L. «Les pieges liberticides» de l'informatique//Le Monde diplomatique. j300, mars 1979 (автор говорит о ловушках, в которые попадает «применение техники „социального профиля“ к управлению народными массами; о логике безопасности, порождающей автоматизацию общества»). См. также аналитические материалы и документы, собранные в журнале «Interferences», j1, (hiver 1974) и j2 (printemps 1975), тема которых установка популярных сетей мультимедийной коммуникации; радиолюбители (в частности, их роль в Квебеке во время дела FLQ в октябре 1970 года и дела «Общего фронта» в мае 1972); радиообщества в США и Канаде; столкновение информатики и условий редакционного труда в прессе; радиопираты (до их распространения в Италии); административные картотеки; монополия IBM; информационный саботаж. Интересен случай муниципалитета Ивердона (Кантон де Во). После того, он как проголосовал за покупку компьютера (намеченную на 1981 год), были приняты ряд правил: в исключительном ведении муниципалитета остается решение, какие на нем данные будут накапливаться, кому и при каких условиях они будут передаваться; свободный (но платный) доступ к данным всем желающим по их запросу; право каждого гражданина ознакомится с относящимися к нему данными (порядка пятидесяти карточек), вносить в них исправления и направлять на их основании жалобы в муниципальный и, при необходимости, в государственный совет; право каждого гражданина знать (по запросу) какие относящиеся к нему данные и кому были переданы (см.: «La semaine media», j18, 1 mars 1979. P. 9).

(обратно)