Литвек - электронная библиотека >> Валерий Никитич Демин >> История: прочее >> Гиперборея-98 >> страница 2
полярное звездное небо, полярные день и ночь, полярные зори и сияния. (Впервые на русском языке наиболее существенные фрагменты книги Тилака в переводе Н.Р.Гусевой были опубликованы в тематическом номере журнала, посвященном Гиперборее: Наука и бизнес на Мурмане. 1998. No 3). По расчетам специалистов, растянутые утренние и вечерние зори, как они описываются в гимнах Ригведы, вполне соответствуют тому, что наблюдается сегодня на широте Мурманска и Русской Лапландии.

Индоарии на Мурмане - не правда ли, звучит экстравагантно?* Их длительное пребывание на Крайнем Севере запечатлено навечно и в многочисленных топонимах и гидронимах, то есть в названиях мест, гор, озер и рек. Именно на современном Русском Севере во множестве встречаются древние названия с корнями "инд" и "ганг" - прямые свидетельства пребывания здесь индоевропейцев. Когда народы уходят (переселяются или вообще исчезают), прежние названия остаются (а в местах нового обитания они переносятся и на новые географические объекты). Дабы убедиться в этом, достаточно взглянуть на современную карту Кольского полуострова или открыть "Географический словарь Мурманской области". Индварь (возвышенность), Индель (озеро, река, населенный пункт), Индера (река), Индерка (ручей), Индерские озера, Индичйок (река), Ганга (остров), Гангас (залив, возвышенность), Гангасиха (залив), Гангос (гора, озеро) - вот лишь некоторые из топонимов и гидронимов, на которых лежит явная печать далекого индоевропейского прошлого и которые поддаются результативному анализу посредством метода археологии языка и реконструкции смысла.

Сказанное - лишнее подтверждение в пользу историософской концепции А.В.Барченко, сформулированной им в 20-е годы нынешнего столетия, в соответствии с которой в момент катастрофического климатического катаклизма, повлекшего за собой смещение земной оси и серию "потопов", - исход ариев с Кольского полуострова возглавил их вождь и будущий культурный герой Рама - в последствии канонизированный как главное действующее лицо великой эпической поэмы "Рамаяна". Не случайно, видимо, на карте Мурманского края в память о той эпохе сохранились названия Рамозеро и Рамутайвенч (возвышенность). Позже я поинтересовался у специалистов (проф. Н.Р.Гусева): насколько символика креста в целом и косого креста в частности распространена в индийской орнаментике. Оказывается, индоарии восприняли данную символику у предшествующей цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы. Действительно, полный каталог, относящийся к археологическим памятникам протоиндийской культуры, дает полную палитру всех конфигураций крестов; среди них немало косых. Напрашивается один вывод: прешественники арийских племен на Индостанском полуострове сами когда-то пришли сюда с Севера.

Уход индоариев из полярных и приполярных областей под воздействием резкого похолодания совпал с завершением длительного исторического периода, известного в преданиях многих народов как Золотой век - эпоха справедливости, благоденствия и процветания первобытных людей, живших в мире и достатке, не знавших голода и болезней. Античные авторы однозначно связывали "золотое время" человеческой истории с северной Гипербореей и гиперборейцами - сильными, счастливыми, не ведавшими невзгод и болезней. Продолжительность Золотого века определяется по-разному. А.В.Барченко называл цифру в 144 000 лет. В соответствии с индуистскими канонами Золотой (Благой) век, или Критаюга - царство всеобщего равенства и процветания, продолжался 1 728 000 лет.

В памяти северных народов смутные воспоминания о Золотом веке сохранились в форме разного рода мифологем и, в частности, образа-символа карело-финских народов - волшебной мельницы Сампо. В "Калевале" ее выковывает кузнец Ильмаринен для Лоухи - хозяйки Страны Мрака - Похьелы (другое название - Сариола) в уплату за невесту-лопарку. Сариола - это архаичное название Лапландии. Значительная часть "Калевалы" описывает события, которые в незапамятные времена как раз и происходили в краях, где работала экспедиция "Гиперборея-98". К тому же корневая основа "сар" - одна из архаичных лексем, присутствующих во многих языках, древних топонимах и именах Богов, например, ведийских Богинь Сарасвати и Саранью. В средневековой хронике Иордана "О происхождении и деяниях гетов" приводится имя одного из вождей славяно-руссов, боровшихся против германской оккупации - Сар, который смертельно ранил последнего властителя готской империи Германариха (некоторые исследователи, в частности - В.И.Щербаков, считают, что именно отсюда ведет начало русское слово "царь").

В русском фольклоре также сохранились отзвуки о чудесной мельнице символе вечного изобилия и счастья. Это - известный сюжет о волшебных жерновках, которые герой сказки добывает на небе, взобравшись туда по стволу и ветвям огромного дуба (коррелят Мирового Древа). Что касается самого Золотого века, то в русском фольклоре сохранился образ Золотого царства, рассказ о котором предваряет присказка о месте, где текут молочные реки с кисельными берегами (см.: Сборник Афанасьева, No 130). Мифологема "молочные реки" присутствует и в классических описаниях Золотого века у античных авторов:

Не отдыхая, поля колосились в тяжелых колосьях,

Реки текли молока, струились и нектара реки,

Капал и мед золотой, сочась из зеленого дуба.

Это - Овидий. Ранее Гесиод описывал Золотой век еще детальнее:

Жили те люди, как Боги, с спокойной и ясной душою,

Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость

К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги. В пирах они жизнь проводили.

А умирали, как будто объятые сном. Недостаток

Был им ни в чем не известен...

Картина блаженной жизни из Гесиодовых "Трудов и дней" чуть ли не дословно совпадает с описанием "счастливого народа - гиперборейцев", данным в "Естественной истории" Плиния Старшего: " Там не известны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью." Похожие характеристики Золотого века и его привязку к северным регионам можно обнаружить в других первоисточниках. Священная книга древних иранцев Авеста - рисует царство Первопредка Йимы, где не было ни зноя, ни холода, ни боли, ни смерти. Фирдоуси в "Шахнаме" уточняет: "Не знали в ту пору ни смерти, ни зла". Индоевропейская общность тогда еще не была расчленена. Впоследствии грянули морозы и сковали землю, они-то и заставили прапредков современных иранцев мигрировать в южном направлении. Но и в сопредельных культурах Евразии и других континентов сохранились воспоминания о счастливом прошлом. К таковым в значительной мере относится и образ Сампо, объективно выступающий символом