Литвек - электронная библиотека >> Сергей Юрьевич Ключников >> Психология >> Путь к себе, обретение духовной силы >> страница 2
главные пружины. Бывает, человеку хочется всего понемногу, но случается, что какая-то из страстей перевешивает, и тогда можно наблюдать личность с психологией фюрера, Гобсека или откровенного прожигателя жизни. Кто-то из них стремится к своей цели страстно, почти фанатично, кто-то более медленно и вяло. Большинство людей весьма смутно понимают, почему они хотят именно этих целей и куда в итоге придут. Но даже те, кого можно назвать пассионариями в устремлениях к власти, богатству и наслаждениям, вряд ли могут четко объяснить - зачем им все это нужно по большому счету? В лучшем случае самые умные из них скажут: "Меня ведет некая сила", или процитируют какой-нибудь афоризм, как это сделал во время консультации со мной один образованный бизнесмен, вспомнивший слова Ларошфуко: "Мы редко знаем до конца, чего в действительности хотим". Более непритязательная публика на этот вопрос ответит более стандартно, предпочитая не задумываться над смыслом жизни, а просто жить: "Чтобы было все как у людей", "Чтобы выжить", "Ради детей" или что-нибудь еще в этом роде.

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

В конечном итоге кто-то из них достигает поставленной цели, и в зависимости от того, какую цену пришлось за нее заплатить, испытывает большее или меньшее удовлетворение. Иногда оно приходит в зрелом возрасте, порой в финале жизни. У самых удачливых все получается с юных лет. Однако в конце своего жизненного пути, когда приближающаяся смерть начинает отбрасывать свою тень все более явно и отчетливо, человек, живущий обычной заурядной жизнью и не ставящий перед собой сознательных духовных целей, испытывает все большее разочарование. Смерть отнимает у него удовольствие от достигнутого: чем она ближе, тем острее он понимает, что ничто из накопленного им за долгие годы не пригодится там, за чертой.

Если же говорить о человеке, так и не достигшем поставленных целей, то его неудовлетворенность жизненными неудачами накладывается на тот страх и ужас, который почти всегда сопровождает приближение смерти. Он чувствует, что все, чему он служил, становится абсурдным и бессмысленным. Покров иллюзии, покрывающий образ его идола, спадает, и перед человеком открывается отвратительная изнанка жизни. Человек начинает прозревать, что служил своему низшему смертному "я", состоящему из трехглавого дракона властолюбия, корыстолюбия и примитивного гедонизма, и ничего не получил взамен. Все его достижения не защищают от ударов судьбы и эфемерны перед ее главным козырем - смертью.

И вот тут находятся люди, вовремя способные понять безрадостную перспективу, которую дает стандартный, бездумный подход к жизни. Их не устраивает чувство неудовлетворенности, являющееся неотъемлемым фоном жизни любого обывателя. Они задумываются о том, зачем человеку дана жизнь, что может быть его путеводной звездой на этом свете и как перед страшным ликом смерти, которая отнимает все. Они начинают искать смысл жизни в том, что находится за ее пределами. Открывают для себя книги мудрецов, философов, духовных искателей, находят утешение в молитве, церковных таинствах. Самые серьезные приходят к эзотерическим знаниям, ставят перед собой высокие цели и пытаются идти по духовному пути.

ЧЕМ ДУХОВНЫЙ ПУТЬ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ОБЫЧНОГО?

Каждая подлинная традиция предполагает, что человек, принадлежащий к ней, должен совершить восхождение к Богу. Смысл и цель такого пути - совершенствование человека и постепенное уподобление его Высшему Божественному Началу. Это означает преображение человеческой природы, преодоление ее пороков и недостатков, взращивание в себе добродетелей и достоинств. Подобный путь бесконечен, ибо Бог бесконечно совершеннее человека. Тем не менее, все традиции подразделяют этот путь на несколько основных отрезков (ступеней, стадий, "стоянок", уровней), для успешного прохождения которых требуются особые условия. Если вначале, важнее всего сохранять энтузиазм и увлеченность человека, то на более высоких стадиях восхождения на первый план выходят такие качества как ответственность, искренность, зрелость, самоконтроль, глубина самопознания.

Подлинный духовный путь немыслим без поддержки со стороны учителя, традиции, религии, эзотерической школы. Если цели и задачи выбраны верно, а устремления отмечены духом искренности, многое в жизни ученика меняется к лучшему. На чисто физическом, событийном плане все выстраивается совершенно по-иному. Отпадают ненужные контакты, приходят новые друзья, появляются благоприятные творческие возможности. Крепнет радостное ощущение того, что жизнь не простой набор случайностей, но исполнена глубокого прекрасного смысла. Каждое событие приобретает глубину, многогранность. Выстраивается логика жизни как пути к Богу, установление контактов с Высшими Силами, раскрытие в себе необычных способностей.

На первых порах человек склонен излишне романтизировать все изменения, происходящие с ним, приписывать даже самым маленьким происшествиям глобальное значение. Артистические натуры начинают играть в посвящения, оккультизм или святость, и дело духовного опытного наставника мудрым словом вовремя остановить подобные игры. Но в целом человек, в "здравом уме" вступающий на духовный путь, чувствует прилив не только энтузиазма, но и силы, уверенности, бодрости.

Улучшается "тонкое", психоэнергетическое самочувствие. Возрастает чувствительность к астральным явлениям, движению энергетических потоков в теле, что само по себе является свидетельством начала новой жизни. Человек начинает чувствовать поле тонкой энергии вокруг себя, границы своей ауры, ощущает возросшую энергетическую мощь, которая наполняет все его слова и действия и позволяет справиться с большими нагрузками, нежели раньше. Иногда это приводит к неоправданной эйфории.

Могу сослаться на собственный опыт. Когда более двадцати лет назад я приступал к чтению духовной литературы и медитативной практике, то через некоторое время вдруг ощутил прилив энергии, показавшийся мне таким значительным и мощным, что я начал расходовать ее абсолютно неэффективно. Я стал браться за множество дел, общаться с большим количеством людей, слишком мало спать и есть и в результате через некоторое время почувствовал полное опустошение. Поскольку тогда я еще не умел быстро восстанавливаться, то, чтобы выйти к первоначальному состоянию подъема, мне потребовалось несколько месяцев напряженных усилий. Сделав выводы, я стал более осмотрительно тратить накопленную энергию, чтобы силы не утекали напрасно, как деньги у транжиры.

И, наконец, главные, хотя и малозаметные изменения происходят в духовном