Литвек - электронная библиотека >> Дмитрий Анатольевич Гаврилов >> История: прочее и др. >> Языческие боги славян >> страница 15
ладо.» «И того iдола ветхую прелесть дияволю на брачных веселях руками плещуще. и о стол биюще воспевают:»

Составители сего ряда согласны с мнением Б.А.Рыбакова, что «святое семейство» состоит только из Лады-Ладо и Лели — остальные имена — позднее переосмысление и перепев этих двух имен. Так, например, тот же фрагмент в Густинской летописи не содержит перепева леля-полели, а говорится, что «многожды» поминают одно и то же имя Ладо.

46. Джевана, Девана

Дочь Перуна и Летницы, богиня лесов и охоты. Имеет имя «Джевана» согласно «Хроники Польши» Яна Длугоша, встречается под именем «Девана» по списку «Mater Verborum»: «Devana Lentnicina i Perunova dci: Девана Diana Latone et Jovis filia», «Dzievvauna — dea ferarum Silvestrium, Silvarumque» — у А.Френцеля. По-видимому, это не собственное имя богини, а нарицательное, т.е. некое божество славян, уподобленное Диане римлян.

47. Скатия

Некая богиня, «Слово св. Григория… о том как поганые суть язычники кланялись идолам и требы им клали, то и ныне творят». Существует это поучение в массе списков и носит различные альтернативные названия, иногда его просто называют «Слово св. Григория» или «Слово об идолах». В поучении осуждается то, что требищной кровью из ран «… мажют Екадью бгиню, сию же деву вменяют и Мокашь чтут.» или «Иже от первенець лаконьская требищная кровь, просашаемая ранами то их епитемья, и тою мажютъ Екатию (Скатию, Екадию — варианты) богыню, сию же девоу творять и Мокошь чтоутъ.» Скорее всего ошибка переписчика вместе «Екатия»(т.е.Геката). Достоверно неизвестно, хотя Геката согласно орфикам покровительсвует охоте, как и скандинавская Скади. Имя Скатия созвучно со Скади — скандинавской богиней охоты из асов.

48. Цеця, Циза (Сiza)

Богиня брака (Цеця — лето, Ляля — весна, Жыцень — осень и Зюзя-зима (сезонные боги белорусов, по Афанасьеву). Она же, вероятно, Дидилия-Дзифилия — богиня брака, соотносимая с Венерой. По Френцелю — «Dea Nutrice vel Nutricum».

49. Квасур, Квасир

Дух хмельной браги, восходит еще к временам праславянским, поскольку «сур» — близко к божеству солнца «Сурья», квас осуривали, т.е. выдерживали на солнце. Заметим в скобках, что в то же время у этрусков Сури — божество, связанное с почитанием воды. Иногда приравнивается к Аплу/Аполлону. Его имя зафиксировано на Капуанской табличке и пластине. Видимо, у этрусков Сури имеет все-таки хтонический характер, как и Аплу (ср. индийские Ассуры — противники небесных богов — дэвов). Само русское слово «сырой», в смысле «пропитанный влагой», и эпитет важнейшей славянской космогонической всепорождающей сущности Мать-Сыра Земля может указывать на древнейшие пеласгийские и протославянские корни этого божества. В древнеиндийской традиции Сурой назывался священный напиток, и в тоже время древние индусы использовали слово «сура» как синоним слова «бог», в отличие от слова «ассур» — «не бог».

Квасуру, вероятно, чествуют 14 июля, и в честь него разыгрывают скоморошину «Вавила и скоморохи».