Литвек - электронная библиотека >> Константин Васильевич Деревянко и др. >> Военная проза >> Тарас Шевченко - крестный отец украинского национализма >> страница 46
праздноваться. Есть страшное препятствие, есть непреоборимое препятствие, имя ему - гордость. Она была известна и в прежние века, но то была гордость более ребяческая, гордость своими силами физическими, гордость богатствами своими, гордость родом и званием, но не доходила она до того страшного духовного развития, в каком предстала теперь… Никто не стыдится хвастаться публично душевною красою своею и считать себя лучшим других. Стоит только приглядеться, каким рыцарем благородства выступает из нас теперь всяк, как беспощадно и резко судит о другом… Позабыто, что он сам может на всяком шагу, даже не приметив того сам, сделать то же подлое дело, хотя в другом только виде, - в виде, не пораженном публичным позором, но которое, однако же, выражаясь пословицею, есть тот же блин, только на другом блюде».

Для Христа нет ни эллина, ни иудея, ни украинца, ни белоруса, ни русского. Нет и для христианина.

«Выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии. Сколько раз уже отшатывалось от него человечество и сколько раз обращалось. Несколько раз совершит человечество свое кругообращение и возвратится вновь к Евангелию, подтвердив опытом событий истину каждого его слова. Вечное, оно вкоренится глубже и глубже, как дерева, шатаемые ветром, пускают глубже и глубже свои корни».

Как сказал поэт:

Християнське слово крізь віки лунає.
Шляху бо людині іншого немає.
Гоголь: «Будьте не мертвые, а живые души. Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом, и всяк, перелазай иначе, есть тать и разбойник».

Все, сказанное выше Гоголем и о Гоголе, позволяет сделать вывод: его мировоззрение - христоцентризм. Поэтому Гоголь - великий украинский и русский писатель, а Шевченко - просто великоватый Писака. Потому Гоголя и нет на украинских деньгах. И слава Богу!


Тарас Шевченко - крестный отец украинского национализма. Иллюстрация № 2