Литвек - электронная библиотека >> Владимир Александрович Андриенко >> Исторические приключения >> Гладиаторы >> страница 115
на родину. Родная Фракия осталась только далеким и теплым воспоминанием.

У него было много детей, и им он предал сыновьям свою ненависть к Риму и завещал борьбу с ним. И может быть среди варварских орд покоривших Вечный город несколько сотен лет спустя, были и его потомки.


Раб из рыбозасолочных сараев по имени Сармат так и не сумел добраться до родных мест, и был убит при попытке захватить купеческий корабль. Его товарищи были или перебиты и или захвачены в плен. Все они закончили свои жизни распятыми на крестах.


Сатерн сумел спастись и бежать из Рима. Императорские ищейки так и не нашли его. Он сменил свое имя и благодаря щедрости Юлии мог не переживать о хлебе насущном. Он уехал из Италии и поселился в одной из Испанских провинций, где купил себе винную лавку в небольшом городке. Помимо этого он торговал рабами и нажил себе немалое состояние. Но грозные Эрнии не оставили его в покое. Конец его был страшен. Во время одного торгового путешествия он был ограблен и убит собственными охранниками. Он сам многих передавал в своей жизни и был предан сам теми кому доверился.


Гладиатор Марк Арторий еще несколько лет удачно выступал в амфитеатрах, пока не был сражен мечом нового чемпиона, грека по имени Зелон. Так он и закончил жизнь на арене цирка, согласно данной им клятве.


Гай Сильвий Феликс остался жить в Риме и императоры Веспасиан и Тит Флавии оставили его в покое. При их царствовании он успешно восстановил свою торговлю. Снова было куплено три корабля и построена новая вилла в провинции Кампания. Снова наполнились людьми его эргастерии и потекла золотая река в его сундуки. Этот человек обладал редкостным коммерческим чутьем.

Но долго развлекаться больше с красивыми куртизанками он уже не мог. Возраст брал свое. И прожить бы ему до глубокой старости в неге и довольстве. Но после смерти императора Тита на престол вступил младший сын Веспасиана Домициан. Этот человек не был похож на своего старшего брата и обладал вздорным и мстительным характером. При нем снова начались репрессии и снова преторианские центурионы понесли смертные приговоры сенаторам и всадникам.

Однажды подобное случилось с Феликсом. Слишком уж он был богат, а богатство всегда возбуждает жадность и завить соседей. И Гай Сильвий вынужден был вскрыть себе вены по приказу императора…


Послесловие


Герой этой книги молодой дак по имени Децебал в одном из пограничных сражений попадает в плен к римлянам. Волею судьбы он стал гладиатором и вынужден выступать на аренах римских цирков.

Такой была судьба многих сильных воинов, что оказывались в плену. Гладиаторские бои тогда были чрезвычайно популярным развлечением, и гладиаторы приносили своим владельцам баснословные прибыли.

Поскольку это послесловие, то вы уже оказали мне честь и были со мной и моим героем, воином Децебалом, до конца. Но хотелось бы немного еще занять время моего читателя, и рассказать о том, кто же такие даки, и что такое гладиаторские бои. Ведь мой роман хоть и исторический, но все же имеет изрядную долю авторского вымысла. А теперь только факты, и ничего кроме фактов.


Итак, что это за народ, к которому принадлежал Децебал?

Даки одна из ветвей фракийских племен. Центральной областью расселения даков была плоскогорье которое носит теперь название Трансильвании и находиться в современной Румынии. Нам оно известно сейчас как родина легендарного графа Дракулы.

Приблизительно, в 60 году до н. э. несколько дакийских племен были объединены под властью вождя по имени Буребиста и он распространил свою власть на громадную территорию. Сам великий Гай Юлий Цезарь в 44 году до н. э. планировал совершить военную экспедицию в Дакию. Но умер, не успев осуществить этот план.

После смерти Буребисты дакийские племена распались на пять государственных образований. Октавиан Август, наследник Цезаря, сделал реку Дунай границей Римской империи. Он вынудил даков признать римское главенство, но после его смерти последующие императоры были не в состоянии контролировать Дакию. На границах постоянно случались различные инциденты, как сказали бы теперь. И во время одного из них наш главный герой и попал в плен.

Но в особо срезную проблему для Рима даки превратились во время правления царя по имени Децебал, тезки нашего героя. Войны в Дакии шли с переменным успехом. Император Домициан (81–96 годы н. э.) после продолжительно войны заключил мир с царем Децебалом, так и не сумев покорить свободолюбивый и гордый народ.

При императоре Траяне (98-117 годы н. э.) мирный договор Дакии с Римом был аннулирован, и война возобновилась. Римские легионы снова вторглись в страну. В результате двух кровопролитных войн в 101–102 годах и в 105–106 годах Дакия стала римской провинцией. Царь Децебал был убит.

Дакия имела громадное военно-политическое и экономическое значение для Римской империи. Богатые месторождения золота были одной из причин интереса Рима к этой провинции. Дакия была колонизована переселенцами со всего римского мира и подверглась значительной романизации. Наиболее известными городами Дакии были: столица Сармизегетуза, Дробета, Апулум, Поролиссум, Ромула. Находясь в окружении варварских племён, Дакия постоянно подвергалась нападениям. В 271 г. римский император Аврелиан принял решение эвакуировать на правый берег Дуная римские войска и гражданское население, где на территории Мёзии и Фракии были созданы две новых правобережных провинции: Дакия Прибрежная и Дакия Внутренняя. В левобережной Дакии, которую заняли готы, вандалы, гепиды, карпы, сарматы, очевидно, осталась часть прежнего романизированного населения.


А теперь несколько слов о гладиаторах. Этих людей называли Идущие на смерть. Они отдавали свои жизни, для того чтобы публика в амфитеатрах получала удовольствие. Кровавое зрелище для многих римлян стало подобно сильнейшему наркотику.

Впрочем, этот обычай римляне также заимствовали у другого народа – у этрусков. В годы ранней республики кровавое зрелище долго не приживалось в Риме, и тогда римлян никак нельзя было назвать любителями этого вида игр.

Но все когда-то происходит в первый раз и в 264 году до н. э. на Коровьем рынке Рима во время поминок по Бруту Пере, устроенных его сыновьями Марком и Децимом, состоялся поединок трех пар гладиаторов. Но лишь спустя еще почти 50 лет это зрелище получило определенный размах: уже 22 пары гладиаторов на протяжении 3 дней услаждали взоры жителей на погребальных играх, устроенных в память о дважды консуле Марке Эмилии Лепиде тремя его сыновьями. И только в 105 году до н. э. благодаря неустанным заботам народных