Литвек - электронная библиотека >> Ласло Андраш и др. >> Детектив >> Современный венгерский детектив >> страница 2
манера письма Беркеши, обусловившая и его склонность к детективу, и его, несомненно, большой успех в этом жанре. В то же время стремление писателя поднять острые социально-политические проблемы определило направление и основное содержание его приключенческих романов, явно тяготеющих к детективу политическому.

Эта характеристика вполне подходит и к роману «Агент № 13» (1972), являющемуся в какой-то степени продолжением романа «Перстень с печаткой» [4]. Последний получил широкую известность в Венгрии и за рубежом по многочисленным изданиям, одноименному кинофильму и телепостановке «Вилла под Веной». В «Агенте № 13» читатель встречает уже знакомых ему героев «Перстня с печаткой» — Оскара Шалго и Лизу, полковника Эрнё Кару и некоторых других. Оскар Шалго уже пенсионер и со своей верной подругой Лизой живет на Балатоне. Но, привыкший к кипучей деятельности, он тяготится бездействием и, стоит подвернуться случаю, активно включается в расследование загадочной смерти западного коммерсанта Виктора Меннеля. Более того, почувствовав, что дело выходит за рамки обыкновенного уголовного преступления, Шалго привлекает к расследованию своих друзей из органов государственной безопасности — полковника Эрнё Кару и подполковника Шандора Домбаи. Работникам госбезопасности и милиции вместе со старым Шалго пришлось как следует потрудиться, преодолеть многие рифы и решить немало головоломок, прежде чем удалось распутать это сложное дело.

В романе «Агент № 13», так же как и в «Перстне с печаткой», в полную силу звучит тема классовой бдительности. Беркеши напоминает, что многие военные преступники, нашедшие себе приют на Западе, бывшие матерые гитлеровцы, стали платными агентами империалистических разведок и используются ими против социалистических стран.

Хочется подчеркнуть, что Андраш Беркеши со всей серьезностью подходит к задачам, решаемым политическим детективом. В письме к составителю данного сборника он поделился своими мыслями но этому поводу: «Я считаю неправильным, что книги о борьбе социалистической контрразведки против империалистических агентов зачастую скопом относят к традиционной развлекательной детективной литературе на том лиш, основании, что формально здесь много общего. Художественная же ценность книги, приносимая ею польза никогда не определяются формальными признаками… Содержание, общественная значимость, цели, преследуемые автором того или иного литературного произведения,— вот что главное. Это в полной мере относится и к оценке произведении детективного жанра. Формальные, признаки криминальных романов Агаты Кристи, например, и романов о действиях социалистической контрразведки во многом схожи; однако их социальная направленность и содержание, цели, за которые борются их герои, различаются коренным образом. Борьба, которую ведут герои моих книг, не развлекательное приключение, а неизбежная необходимость, обусловленная политическими факторами и такими священными чувствами, как любовь к родине, осознанный долг защищать правое дело, отстаивать Добро от Зла…»

Повесть «Черная роза» принадлежит перу известного венгерского писателя, трижды лауреата премии имени Аттилы Йожефа — Тибора Череша. Начав свою литературную стезю с поэтического творчества (в 1937 году вышел первый томик его стихов), Череш после освобождения Венгрии обращается к прозе и пишет несколько романов и повестей, наполненных острым социальным содержанием. Особую известность принесла ему повесть «Холодные дни» — леденящий кровь рассказ о зверствах венгерских хортистов в небольшом югославском городке Нови-Саде в январе 1942 года, когда за три дня и три ночи было расстреляно и сброшено под лед, в Тису, более трех тысяч сербов и евреев. «Холодные дни» — это гневный обвинительный акт против пресловутого «нового порядка», который был установлен фашистской Германией и ее сателлитами в оккупированных ими странах Европы.

Вслед за «Холодными днями» Тибор Череш публикует повесть «Черная роза» (1966). В своем обращении к читателю Череш пишет: «С тех пор как я стал заниматься литературным творчеством, мне все время хотелось создать такую захватывающую историю, как детективный роман. А если еще точнее выразиться, то всегда, создавая новеллу, повесть или роман, я стремился написать их так интересно, настолько увлечь читателя, чтобы ему казалось, что я доставил ему возможность участвовать в детективном розыске.

Однако, по правде говоря, я никогда не был да и сейчас не являюсь сторонником голой развлекательности. Тем не менее я всегда полагал и полагаю, что писатель имеет право использовать все доступные ему добропорядочные средства, чтобы привлечь читателя к своему произведению… Я не собираюсь здесь перечислять, какие писательские средства я считаю «добропорядочными», то есть профессионально честными, но вызвать у читателя интерес к хорошему, доброму делу, по-моему, допустимо и даже необходимо.

Я стремился к тому, чтобы «Черная роза» была, разумеется, не только детективной историей, хотя мне хотелось воспользоваться приемами этого жанра…

Так в чем же замысел моей повести? В том, что находится за гранью преступления и расследования. И вот тут-то вести розыск и дознаться до истины я доверяю читателю».

Главное для Череша в том, что «лежит за пределами» жанра, формы, сюжета произведения, главное — в его социально-психологическом содержании и идейно-художественной значимости, в том, что читатель выносит для себя по прочтении книги.

С первых же страниц повести писатель бросает нас в глубокий водоворот событий, опаляет жаром страстей, до поры глухо тлевших в небольшом венгерском селе и ставших причиной трагической гибели человека, найденного убитым на проселочной дороге. Кто и за что убил Давида Шайго? Наверное, это можно будет узнать, если удастся установить, кому принадлежит мотоцикл, описавший вокруг убитого петлю… Майор милиции Кёвеш и его коллега капитан Буриан берутся за решение этой, на первый взгляд, не очень сложной задачи. Однако чем дальше вникают они в суть дела, тем более запутанным оно представляется. Вместе с Кёвешем и Бурпаном читатель то приближается к разгадке, то вновь отдаляется от псе. И когда наконец приходит к истине, она потрясает его своим драматизмом.

Как подчеркнул автор, «Черная роза» не должна была стать «только детективной историей». Это и бытовая психологическая повесть о трагической, полной самопожертвования судьбе женщины.

И наконец, повесть Ласло Андраша «Смерть на берегу Дуная». Ласло Андраш — человек интересной судьбы: во время второй мировой войны он жил в эмиграции во Франции, Северной Африке, принимал активное