Литвек - электронная библиотека >> Эвальд Васильевич Ильенков >> Публицистика >> Единичное. >> страница 2
что важны здесь не сюртук и холст со стороны их «дурной единичности»; могут быть взяты два любых других товара. Единичное здесь раскрывается со стороны его конкретной всеобщности, в диалектическом единстве с ней, как необходимая форма существования всеобщности в действительности. Иными словами, единичное выступает как количественно определенный момент саморазвития, саморазличения качественно определенной действительности. Без раскрытия единичного всеобщность остается пустой абстракцией. Поэтому в непосредственной практике, например в политике, педагогике, медицине и т. д., а также в искусстве, важен учет неповторимой индивидуальности факта, человека, материала и т. д.

В противоположность плоскому эмпиризму, материалистическая диалектика устанавливает, что единичное всегда есть продукт процессов, протекающих по всеобщим закономерностям. Появление, изменение и исчезновение единичного всегда имеют место внутри определенных всеобщих условий, внутри сложнейшего взаимодействия массы других единичных, т. е. внутри действительности, управляемой конкретно-всеобщими законами. В развивающейся действительности постоянно осуществляется переход, превращение единичного во всеобщее и особенное, и обратно. Действие всеобщей закономерности выражается в единичном и через единичное, а всякая новая всеобщая форма (закономерность) всегда вначале выступает в действительности в виде единичного исключения из всеобщего правила (будь то рождение нового биологического вида, новой формы общественных отношений и т. д.). Никакая реальная система явлений не может развиваться, не выделяя из своего состава новых и новых единичных формообразований, вносящих в нее новые различия, изменяющих ее общий облик. Единичное, таким образом, реализует многообразие в единстве и является необходимой формой развития действительности. При этом сохраняются и воспроизводятся развитием, получая всеобщее значение, лишь такие единичные «исключения», которые соответствуют общей тенденции развития, требованиям, заложенным во всей совокупности условий, и реализуют эти требования своей особенностью, своим отличием от других единичных. Через единичные, случайные отклонения, прокладывает себе дорогу общая необходимость, закономерность.

С другой стороны, только через строжайший анализ и учет единичного, эмпирически данного и фактически удостоверяемого через практическую деятельность людей, наблюдения, эксперименты и исследования совершается дальнейшее углубление (конкретизация) всеобще-теоретических положений, законов науки. Всеобщее раскрывается в понятии только через отражение единичного и его определенности. Благодаря этому подлинно научное понятие и «…воплощает в себе богатство особенного, индивидуального, отдельного»[6], а не абстрагирует, не отворачивается от него, удерживая в своих определениях лишь «общее» отдельно от единичного, от отдельного, от индивидуального.

Для современной буржуазной философии, главным образом для неопозитивизма и экзистенциализма, характерно однобокое выпячивание единичного в гносеологии, логике, социологии и этике. Являясь в социологии философской опорой буржуазного индивидуализма, в логике и гносеологии это понимание единичного неизбежно приводит к представлению об общем и всеобщем как о чисто субъективных фикциях, как лишь о «терминах» и искусственных правилах для упорядочивания и словесного выражения единичных, неповторимых фактов восприятия, принадлежащих единичному же субъекту.

Примечания

1

Ленин В.И. Сочинения, т. 38, с. 359.

(обратно)

2

Локк Д. Опыт о человеческом разуме. Москва, 1898, с. 408.

(обратно)

3

Гегель Г.В.Ф. Сочинения, т. VI. Москва, 1939, с. 45.

(обратно)

4

Там же, с. 55.

(обратно)

5

См.: там же, с. 57.

(обратно)

6

Ленин В.И. Сочинения, т. 38, с. 87.

(обратно)