Литвек - электронная библиотека >> Владимир Александрович Андриенко >> История: прочее >> Искусство войны: Древний мир и Средние века >> страница 3
последнего султана династии Аюбидов.

В Египте при XXI династии армия также набиралась из одних ливийских наемников, а сами египтяне тогда уже не почитали военную службу делом прибыльным.

Ливийские командиры, как и мамлюкские эмиры, постепенно заняли во многих городах Дельты видное положение. И ливийский князь Шешонк, "главный вождь машуашей" даже захватил в свои руки венец фараонов и стал основателем XXII династии и перенес столицу царства в город Па-Баст в Восточной Дельте.

Фараоны XXVI династии, что освободили Египет от недолгого владычества царей Ассирии, также нанимали наемников. Правда, теперь уже не ливийцев. Псамметих I привлекал греческих солдат, которых в городах Греции и в греческих колониях скопилось большое количество и они охотно предлагали свои услуги иноземным царям и князьям. Приемник Псамметиха I фараон Нехо II сделал попутку восстановления египетской империи, также опираясь на отряды греческих наемных солдат, которых он считал лучшими в мире. Греков тогда нанимали многие государи Древнего Востока. Так делали и цари могущественной персидской империи. Ведь ни для кого не секрет, что в рядах армии Дария III сражался отряд греков в 10 тысяч человек под командованием греческого военачальника Мемнона.

Также пользовались услугами наемников фараоны династии Птолемеев, что сумели возродить на время величие египетской империи.

Глава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство

Война – это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.

Поэтому в онову её кладут пять явлений…

Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое – Полководец, пятое – Закон.

Путь – это когда достигают того, что мысли народа одинаковы с мыслями правителя, когда народ готов вместе с ним умереть, готов вместе сним жить, когда он не знает ни страха, ни сомнений.

Небо – это всет и мрак, холод и жао, это порядок времени.

Земля – это далекое и близкое, неровное и ровное, штрокое и узкое, смерть и жизнь.

Полеководец – это ум, беспрситрастность, гуманность, мужество, строгость.

Закон – это воинский строй, командование и снабжение.

Нет полководца, который бы не слыхал об этих пяти явлениях, но поебждает тот, кто усвоил их; тот же, кто их не усовил не побеждает.

Сунь-Цзы

"Искусство войны"

Эти слова великого Сунь-Цзы четко дают понять что такое война и что такое победа в войне, вернее здесь есть все составляющие эьтой победы. И сейчас мы коснемся полководцев, что овладели искусством войны среди египтеских фараонов.

Тутмос III Великий (1490-1436 годы до н.э.)

Пятый фараон XVIII династии

Тутмос III, это фараон которого можно без всяких преувеличений назвать Великим. Он самый большой в египетской истории фараон-воитель и полководец.

О наружности Тутмоса III можно судить по его мумии и многочисленным изваяниям. Это был невысокий, коренастый человек, с низким лбом, большим ртом, полными губами и орлиным носом. Он был очень силен и страстно любил охоту. Именно этого фараона исторической традиции следовало назвать Великим. Он гораздо больше подходил к этому прозвищу чем Рамсес II.

Мирная политика предшественницы Тутмоса на троне Хатшепсут привела к тому, что сирийские царьки, годами не видя у своих стен египетского войска, стали проявлять независимость и дерзость по отношению к фараону и не признавали его более владыкой. Царь Кадеша, из гиксосской династии, в прошлом сюзерен всей Сирии-Палестины, подтолкнул князей городов Северной Палестины и Сирии к образованию большой коалиции под его началом против Египта.

Фараон решил восстановить египетское господство в этих областях и покарать ослушников. В 1469 году до н.э. Тутмос III собрал 20-тысячное войско и вторгся в Палестину.

Фараон дал сражение у крепости Мегидо. Тутмос III построил армию вогнутым фронтом с выдвинутыми вперед крыльями. Северное крыло египтян, оказавшись между флангом гиксосов и крепостью Мегидо, атаковало и опрокинуло неприятельский центр.

"Царь сам вел свою армию, мощный во главе её, подобный языку пламени, царь, работающий своим мечом. Он двинулся вперед, ни с кем не сравнимый, убивая врагов, уводя их князей живыми в плен, их колесницы, обитые золотом, вместе с их лошадьми".

Кадеш с остатками армии с поля боя бежал. После этого египтяне принялись грабить лагерь побежденных и упустили возможность ворваться в крепость на плечах противника. Им пришлось осадить Мегидо. Через 7 месяцев крепость капитулировала. Трофеями египтян стали 924 колесницы, 2238 лошадей и тысячи голов скота. После этого египтяне разрушили ещё несколько палестинских крепостей. Все 330 князей, захваченных в Мегидо, признали власть фараона. Однако для полного подавления восстания Тутмосу пришлось совершить ещё 15 походов в Палестину.

Победа Египта в битве при Мегидо была неслучайной. Она была достигнута благодаря лучшей организации и дисциплине армии Тутмоса Третьего. В войске фараона служили как египтяне, так и ливийские и нумидийские наёмники. Противостоявшее фараону палестинское войско состояло из отрядов князей, что плохо взаимодействовали между собой. Египетское войско делилось на подразделения в 6, 40, 60, 100, 400, и 600 воинов. Подразделения объединялись в отряды в 2, 3, и 10 тысяч человек. Обычно, армия состояла из 3 или 4 отрядов различной численности. При таком расчлененном боевом порядке можно было сравнительно легко и быстро совершать длительные марши и осуществлять сложные маневры.

Благодаря подробной надписи на стене Карнакского храма Амона мы знаем о всех событиях войны Тутмоса III в Палестине. Все походы нашли свое отражение на стенах храма: в 1461 году до н.э. египтяне взяли крепость Уарджей; в 1460 году до н.э. опустошили окрестности Каадеша; в 1459 году до н.э. пала Уллаза; в 1457 году до н.э. война перекинулась на территорию Митанни. Египтяне выбили митаннийских царей из Сирии. В это время в Митаннии начались внутренние смуты и государственная власть ослабла.

Однако, для продолжения успешной войны фараону нужен был флот. Большое количество кораблей из ливанского кедра было срочно построено в Финикии и на повозках доставлено к Евфрату. Но переправившись на другой берег, Тутмос III не нашел там митаннийцев. Они бежали. "Ни один из них не смел оглянуться, побежали дальше, как стадо степной дичи". Посадив войско на корабли, фараон двинулся вниз по реке, разрушая города и селения.

"Я зажег их, моё величество превратило их в развалины, – писал Тутмос. – Я забрал всех их людей, увезенных пленниками, их скот без числа, а также их вещи, я отобрал у них жито, я вырвал их ячмень, я вырубил все их рощи, все их плодовые деревья".

В 1455 году до н.э. произошла новая битва с царем Митании