Литвек - электронная библиотека >> Журнал «Мир авиации» >> Авиация, ракетная и космическая техника и др. >> Мир Авиации 1995 02

Мир Авиации 1995 02

На обложке: В- 17 и В-24 из 890 полка на аэродроме в Казани. 1948 г Рисунок В. Золотова

Уважаемый читатель!

Сначала – по делу.

Напишите нам, пожалуйста, какие материалы Вы хотели бы увидеть на страницах журнала. Может, кто смелый найдется и сам что-нибудь напишет. Тут важно только одно: как говорит классик – «потщательнее». Хорошо, если это будет не просто перевод или переписка из уже опубликованного, а что-то посерьезнее. Смелее -

не боги горшки обжигают! Мы, смею Вас заверить, работаем. А это означает, что, даст Бог, раньше или позже Вы увидите издания, вышедшие из-под нашего пера-кисти.

А ваяем мы вот уж который год без устали и с удовольствием, ибо работа эта нам нравится. Надеемся, что Вам – тоже.

На этом закругляюсь. Пора заняться и делами.

От редакции

Василий ЗОЛОТОВ

P.S. Редакция готовит для подписчиков маленький сюрприз.

Ждать осталось уж недолго…


Мир Авиации

АВИАЦИОННО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Издается с 1992 г. №2(10) 1995 г.


Гонки над Россией

Перелеты

Михаил МАСЛОВ Москва

Хоть и звалась уже эта страна СССР, но для иностранцев она имела одно емкое название – Россия, а люди, ее населявшие – будь то жители плодородной Украины или наивные аборигены чукотской тундры, – русскими. И заболев однажды идеей дальних перелетов, не могли искатели приключений миновать этой огромной страны, раскинувшейся на полсвета.


Мир Авиации 1995 02. Иллюстрация № 1 Джеймс Матери а Москве у входа в гостиницу -Националы' с приборной доской своего самолета. После аварии 1932 г.


Самолет появился над белорусским городом Борисовым едва рассвело. Немногочисленные очевидцы с интересом наблюдали за кружащей в утренней дымке машиной, однако, нельзя сказать, что они были поражены увиденным. Борисов, через который прокатились полтора десятка лет назад империалистическая и гражданская войны, каких только аэропланов не видывал. Воздушные бои нередко происходили над борисовскими огородами и рекой Березиной. а сбитые или поврежденные самолеты падали на окрестные поля. Да и в мирное время небо шумело моторами летних маневров, где аэропланы демонстрировали свою полную готовность стрелять и гоняться друг за другом. Изредка пролетали и гражданские машины, устремляясь к своим неведомым далеким горизонтам.

Вот и этот шальной, раскрашенный ярко, как петух, ворвался в утреннюю тишину дремавшего городишки, перебудил своим жужжанием тех, кто еще спал, наконец, разобрался, где находится, и полетел дальше. Скоро звук мотора ушел в сторону, стал плавно затихать, а потом и вовсе прекратился. Так заявил о своем прибытии на территорию СССР 7 июля 1932 г. американский летчик Джеймс Маттерн, совершавший со своим напарником Беннетом Гриффином скоростной перелет вокруг света. Впрочем. сам перелет на этом и закончился, ибо спустя несколько минут самолет Локхид «Вега» с регистрационным номером НР869Е лежал вверх колесами посреди вязкого торфяного поля, а сконфуженные, но невредимые летчики вылезали из деформированной кабины.

Очень скоро прибывшие работники «соответствующих» органов сразу начали задавать вопросы. Хотя перелет через территорию СССР и был согласован (переговоры велись через торговую организацию «Амторг»), посадка самолета была разрешена только в Москве и далее в Свердловске, Омске, Новосибирске, Иркутске, Якутске. Поэтому сообщение о том, что американские летчики приземлились где-то в глубине Белоруссии вместо того, чтобы прибыть в Москву, в последней привело к изрядному переполоху. Была немедленно организована аварийная комиссия, которая и прибыла на место происшествия в тот же день.

Джеймс Маттерн, как организатор и руководитель перелета и не пытался особенно оправдываться, ссылаясь лишь на перебои работы мотора. Разве мог он объяснить, что вылетев накануне из Берлина в Москву в 20 часов 40 минут (время берлинское), продолжая полет ночью, они с Гриффином заблудились и отклонились от трассы на 70 км южнее, а когда в 4 часа утра, выйдя на Борисов, установили свое местонахождение, решили просто приземлиться и отдохнуть. Кто мог знать, что облюбованная ими зеленая лужайка окажется торфоразработками, а стоящие в стороне копны сена – штабелями нарезанного торфа…

Неудачная посадка скоро вскрыла еще одну маленькую тайну экипажа. Опять же по условиям перелета через СССР, на борт самолета запрещалось брать кино-фотоаппаратуру и оружие. Первый пункт был выполнен, а вот второй как бы не совсем. В отсеке крыла «Беги» обнаружили рассыпавшиеся пистолетные патроны, и не нужно было быть Шерлоком Холмсом, чтобы предположить, что сам пистолет летчики заблаговременно выбросили. Впрочем, особенно придираться по этому поводу члены аварийной комиссии не стали, так как все прекрасно понимали сложность и опасность перелета (в случае его продолжения) над бескрайними просторами Сибири. К слову сказать, советские летчики, совершая дальние перелеты, брали в полет достаточно богатый арсенал стрелкового оружия, который мог пригодиться в случае вынужденной посадки.

На этом неприятности американцев закончились. Маттерн еще раз обошел вокруг самолета и выломал на память приборную доску. Уже 10 июля неудачники поселились в московской гостинице « Национал ь», где и наслаждались отдыхом в течение 5 дней. Пребыванием своим в Москве вполне удовольствовались, а 14 июля с твердым намерением повторить перелет выехали на родину.


Мир Авиации 1995 02. Иллюстрация № 2 Девуатин Д-33


Мир Авиации 1995 02. Иллюстрация № 3 Авария Д-33, 1931 г


Так закончился один из многих и многих десятков дальних авиационных перелетов, предпринятых в разных странах во временной промежуток между двумя мировыми войнами. Этот двадцатилетний отрезок относительно мирного времени сейчас принято называть эпохой «великих перелетов». Действительно, едва смолкли залпы первой мировой, люди мира, какой бы идеологии они не придерживались, начали задумываться о сотрудничестве и торговле.

Человек, получивший в свои руки такое новое средство познания мира, как авиация, начал использовать ее для исследований малоизученных районов и для скоростных (конечно, по тем временам) пассажирских сообщений. Можно смело сказать, что развитие мировой цивилизации в этот период в большой степени обязано появлению самолета.

Дальние перелеты способствовали развитию и самой авиации. Постсоветский читатель, конечно же, знает имена отечественных героев таких перелетов. Это Михаил Громов и Валерий Чкалов,