Литвек - электронная библиотека >> Алексей Павлович Окладников и др. >> История: прочее >> Заселение Земли человеком >> страница 23
свидетельствует не менее широкое распространение в одно и то же время листовидных и миндалевидных двусторонне ретушированных клинков. Они обнаружены в Прибайкалье (Верхоленская гора, стоянка у Военного госпиталя в Иркутске), в Якутии (Дюктайская пещера на Алдане), в палеолите Монголии — на Орхоне и Толе, может быть, даже на Американском континенте. Не менее показательно и распространение таких характерных и загадочных по их назначению предметов, как гобийские, или килевидные, нуклеусы. Впервые на их своеобразие обратил внимание Б. Э. Петри. Он предложил назвать их нуклеусами-скребками.

Особое внимание эти специфические изделия привлекли к себе в связи с находками экспедиции Эндрюса в пустыне Гоби. Немного позднее на Университетской площади в г. Фербенкса на Аляске были обнаружены точно такие же изделия. Нельсон, описавший часть коллекций экспедиции Эндрюса, увидел поразительное сходство нуклеусов-скребков из Гоби и Аляски и высказал мысль о том, что находки у Фербенкса подтверждают гипотезу о переселении первобытного человека из Центральной Азии, пустынной ныне Гоби, через Берингов пролив сначала на Аляску, а затем далее, в глубь Американского континента.

Вслед за Нельсоном распространением этих своеобразных каменных изделий заинтересовался Тейяр де Шарден. Ссылаясь на свои находки в Туркестане, он высказал мысль о вероятном существовании всемирного по распространению «шита», или «слоя», субарктической культуры в эпоху неолита. Тейяр де Шарден составил карту, на которой показал находки в Турфане, на Аляске и у г. Харбина. Теперь появилась возможность расширить далеко на север и восток Азии границы на этой карте. В настоящее время гобийские нуклеусы известны на крайнем востоке Монголии, в долине Халхин-Гола, на Амуре, Камчатке, в Приморье, а также в докерамических комплексах Японских островов. Ареал их распространения охватывает Северную Азию — восточнее Оби и Енисея, а также Центральную Азию — Монголию, Камчатку, Дальний Восток и Японский архипелаг, а на Американском континенте — Аляску. В Японии эти нуклеусы обнаруживаются в очень ранних докерамических комплексах, с изделиями из пластин, с настоящей «индустрией пластин». Открытие этой культуры явилось в японской археологии подлинной сенсацией и буквально перевернуло прежние представления об истории освоения человеком Японского архипелага, тем более что полученные при исследовании этих памятников радиоуглеродные даты оказались неожиданно древними, в пределах 17—12 тысячелетий. На Японских островах прослеживается такая же в принципе последовательность в развитии докерамических культур, как у нас в Приморье (селе Устиновке, на реке Зеркальной). Сначала, например, в Тарукиси появляются широкие пластины, снятые с нуклеуса эпилеваллуазского типа, а вместе с ними ранние гобийские нуклеусы. Затем появляются двусторонние ретушированные миндалевидные клинки.

Отсюда следует, что древнейшие культуры Японского архипелага развивались не в изоляции, не сами по себе, а во взаимодействии с материковыми культурами. На реке Халхин-Гол и горе Хереуул, в восточных районах Монголии в соседстве с верхним Приамурьем еще в 1949 г. было обнаружено местонахождение каменных изделий, основная масса которых состояла из гобийских нуклеусов, точно таких же, как нуклеусы Устиновки на реке Зеркальной и нуклеусы с Японских островов. На горе Хереуул найдены в одном комплексе с гобийскими и снятые с них характерные «лыжевидные сколы», получавшиеся при подправке площадки нуклеуса. Очевидно, Приамурье и восточные районы Монголии были одними из тех центров, откуда распространялись специфические технические приемы расщепления камня, вызвавшие появление этих резко своеобразных изделий эпохи позднего палеолита и мезолита.

На Дальнем Востоке, следовательно, в ходе тысячелетий смешиваются разнородные культурные элементы, сталкиваются и взаимодействуют друг с другом культуры различного происхождения, идет сложный процесс синтеза. Этот процесс, несомненно, не исключал своеобразия исконно местных, автохтонных культур и способствовал их обогащению и прогрессивному развитию. Надо полагать, что Дальний Восток, где существовали благоприятные природные условия, был не просто транзитной территорией, по которой проходили исторические пути древнего человека, а явился тем районом, который оказывал влияние на другие области Азиатского материка.