Литвек - электронная библиотека >> Александр Александрович Котов >> Физкультура и спорт и др. >> В шутку и всерьез

А. КОТОВ
В ШУТКУ и ВСЕРЬЕЗ

Издание второе

Приокское

книжное издательство

Калуга – 1966


МОЕМУ ЧИТАТЕЛЮ



– Почему бы тебе не написать книгу, где были бы собраны забавные случаи из жизни гроссмейстеров, поучительные истории, увлекательные турнирные приключения? – предложил я как-то Сало Флору. – В ней можно интересно и с неожиданной стороны показать сложную и необычную жизнь служителей шахматного искусства.

В шутку и всерьез. Иллюстрация № 1

Увы, в бюджете времени остроумного гроссмейстера – журналиста не нашлось достаточно большого "окна" для создания такой книги, и, как часто бывает, автору идеи пришлось сесть за машинку самому…

НРАВЫ, ПРИВЫЧКИ, БЫТ


В шутку и всерьез. Иллюстрация № 2


Ни сна,ни отдыха


Быстро семеня короткими ножками, приземистый, полнеющий гроссмейстер бежал к вертолету, у которого уже вращались несущий винт и маленький пропеллер на хвосте. Гроссмейстер устал, ему было тяжело бежать, хотелось остановиться и отдохнуть, однако молодой человек, привезший его на автомашине в Тушино, настойчиво подталкивал отстающего под локоть.

– Скорее, скорее, – приговаривал спутник. – Вы опаздываете.

Вот цель достигнута. Две сильные руки подтолкнули носителя высшего шахматного звания, и он взобрался наверх по стальной лесенке. Еще мгновенье – и он уже в кабине дрожащего. летного гиганта. Кивнув головой в сторону заднего сиденья, пилот прокричал, стараясь перекрыть хрипловатым голосом шум моторов:

– Только не трогайте рукоятки и педали!

Дверь с шумом захлопнулась, и через секунду земля поплыла вниз. Вертолет, как-то накренившись боком, набирал высоту. Приказание пилота обрекло гроссмейстера на муку. На кресле, как он понял – месте второго пилота, можно было сохранять равновесие, только держась за ручку управления и поставив ноги на педали. А именно этого-то пилот приказал не делать. Пришлось упереться руками в потолок кабины, а ногами в стенку и в такой нелепой позе получать свое первое воздушное крещение на вертолете.

Внизу виднелись знакомые Ленинградское шоссе и Петровский парк. Дымили заводские трубы, игрушечные автомобили забавно перегоняли друг друга. В районе аэропорта пилот сделал круг-другой, потом, очевидно, получив сигнал с земли, резко пошел на снижение. Гроссмейстера раза два сильно болтануло, и он с трудом удержался в своем неустойчивом положении. Совсем близко появилась огромная чаша стадиона "Динамо" – она-то и являлась пунктом назначения. Вскоре геликоптер был уже у самого края чаши; пилот смело бросил его между вышками стадиона. Немножко рискованно, но что поделаешь! Еще накануне гроссмейстера предупредили, что полетит он с рекордсменом мира, мастером скоростного вождения вертолетов.

Гигантская машина неподвижно повисла в воздухе. Искусно регулируя обороты винтов, пилот приземлился точно в центре футбольного поля. Мягкий толчок о землю, и через раскрывшуюся дверь гроссмейстер выбирается из вертолета. Вокруг него переполненные трибуны – восемьдесят тысяч зрителей. И все аплодируют. Наступает тишина, радиодиктор предоставляет слово спустившемуся с небес гостю. Старательно, с расстановкой произносит прибывший приветственную речь.

Гроссмейстер говорит о… футболе. Да, да, именно об этой увлекательной игре, ибо его миссия – приветствовать друзей-спортсменов в день шестидесятилетия советского футбола. Шахматист говорит об общности всех видов спорта, имеющих единую благородную цель – способствовать гармоническому развитию советского человека.

С центра футбольного поля пришелец не может, конечно, различить лиц зрителей, но он знает, что на трибунах в этот момент известные мастера мяча и шахмат восседают рядом. Внимание зрителей на торжестве привлекает капитан сборной команды страны по футболу Игорь Нетто. Он частый посетитель шахматных турниров, как и другие прославленные футбольные асы – Лев Яшин и Андрей Старостин. В свою очередь, многие шахматисты охотно отдают досуг футболу, хотя не каждый из них способен успешно совершать прорывы по краю и забивать голы. Лишь болгарский гроссмейстер Милко Бобоцев, окончивший Софийский институт физкультуры, имеет первый разряд по футболу. Зато в иных видах спорта шахматные корифеи чувствуют себя увереннее.

Среди теннисистов популярно имя Пауля Кереса. Даже опытные мастера ракетки терпели поражения от эстонского перворазрядника. Попробуйте сыграть с ним в настольный теннис – встреча может кончиться для вас печально. Не вздумайте состязаться в плавании с Юрием Авербахом или, надев кожаные перчатки, встречаться с ним на ринге. А сумеете вы грести быстрее, чем Ефим Геллер, или прыгнуть выше Бориса Спасского? Ведь личный рекорд ленинградца – сто восемьдесят сантиметров.

Называя во время речи своих спортивных друзей и коллег, оратор с пафосом произносит заключительную часть приветствия. Он говорит, что виртуозы шахмат не только посещают матчи, но и присутствуют на разборах отдельных футбольных сражений. Сделать бы эти визиты более частыми и взаимными! Гроссмейстер призывает форвардов и голкиперов не забывать шахматных турниров и выражает надежду, что общение принесет обоюдную пользу.

Читатель, вероятно, уже догадался, что бравым гостем, "свалившимся" с небес в центр футбольного поля, был автор этих строк. Поверьте, все произнесенное мною на стадионе не было просто словами, приличествующими торжественному празднику. Высказанное – это личное, подтвержденное опытом многих лет убеждение о необходимости самого тесного контакта шахмат с другими видами спорта.

Увы, сие не понимают даже некоторые руководители физкультурных организаций. Знакомый мне спортивный деятель уже сколько лет при наших встречах разражается одними и теми же словами:

– Ага, опять шахматишки пришли! И чего вы ходите в спортивный совет?! Вам бы в Министерство культуры или… в собес.

Каждый раз он весело хохочет. Я уже пробовал сообщать ему о результатах обследования сборных команд страны по всем видам спорта. К удивлению многих, первое место по состоянию здоровья заняла команда шахматистов. Но это его не убедило. И ныне он относится с иронией к "шахматишкам".

А вот другие люди шарахаются в противоположную сторону. Эти хотят во что бы то ни стало научить шахматистов пасовать головой, а футболистов – точно разыгрывать ферзевый гамбит. До войны в Ленинграде в приказном порядке был проведен