ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Дмитрий Евгеньевич Крук - Никола Тесла. Пробуждение силы. Выйти из матрицы - читать в ЛитвекБестселлер - Эллен Ох - Невидимый друг - читать в ЛитвекБестселлер - Вера Олеговна Богданова - Сезон отравленных плодов - читать в ЛитвекБестселлер - Стивен Кинг - Билли Саммерс - читать в ЛитвекБестселлер - Вячеслав Николаевич Курицын - Полка. О главных книгах русской литературы - читать в ЛитвекБестселлер - Филип Киндред Дик - Порвалась дней связующая нить - читать в ЛитвекБестселлер - Филип Киндред Дик - Сдвиг времени по-марсиански - читать в ЛитвекБестселлер - Дебора Фельдман - Исход. Возвращение к моим еврейским корням в Берлине - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Алексей Дмитриевич Бесчастнов и др. >> Историческая проза и др. >> Чекисты рассказывают >> страница 78
посольства в Лондоне, из Берлина и от британских магнатов к их коллегам в Испании.

Ким Филби успешно выполнил разведывательное задание, сумел утвердиться в интересующих в то время советскую разведку кругах и даже был награжден Франко орденом за выдающиеся заслуги. Впоследствии этот орден сыграет свою положительную роль при поступлении Филби на службу в английскую разведку.

Вскоре по возвращении из Испании Филби в качестве военного корреспондента «Тайме» направляется во Францию для освещения боевых действий английского экспедиционного корпуса.

Летом 1940 года Ким Филби, умело используя свои связи и положительные рекомендации влиятельных лиц, добивается главной цели, поставленной перед ним: он кадровый сотрудник английской разведки. Это не было игрой случая, а явилось закономерным результатом кропотливой и планомерной работы.

Много лет спустя, вспоминая первые годы работы в советской разведке, он с большой теплотой скажет о своем первом руководителе, его прозорливости, умении выделить главное: «…Когда он говорил со мной о перспективах будущей работы и упоминал о возможности моего поступления в британскую секретную службу, я думал, что он фантазирует. Возможно, что так и было. Однако его фантазия воплотилась в реальность».

Начиная с 1940 года Ким Филби занимался операциями против специальных служб государств оси в Европе, разрабатывал и проводил операции по выявлению и обезвреживанию агентуры гитлеровских спецслужб, внося тем самым свой вклад в борьбу антигитлеровской коалиции против коричневой чумы. Опыт Филби — сотрудника советской разведки — помогал ему в решении профессиональных задач и как сотруднику английской разведывательной службы, и это в определенной степени способствовало его быстрому продвижению по служебной лестнице. К концу второй мировой войны правящие круги Великобритании, несмотря и вопреки союзническим отношениям с Советским Союзом, резко активизировали работу против СССР и мирового коммунистического движения.

Будучи переведенным на этот участок работы, Филби быстро вырос от рядового сотрудника до начальника отдела.

В 1947 году Ким Филби был направлен резидентом СИС в Турцию для организации подрывной работы против СССР с сопредельной территории.

В связи с тем что вскоре перед руководством СИС встал вопрос об укреплении взаимодействия английской разведки с ЦРУ США, выбор пал на Филби. При этом руководство СИС исходило из того, что разносторонний разведывательный опыт, специализация по СССР и личное обаяние позволят Филби не только укрепить сотрудничество с ЦРУ, но и занять в нем лидирующее положение. Действительно, в Вашингтоне очень считались с мнением Филби, привлекали его к разработке почти всех специальных операций против СССР и стран народной демократии, вплоть до подготовки государственных переворотов.

Занимая ответственные посты в центральном аппарате английской разведки и ее представительствах за границей, Ким Филби прежде всего вел активную разведывательную работу в интересах СССР.

Даже неискушенному в делах разведки человеку не составит большого труда догадаться, какую ценность для органов государственной безопасности СССР представляла поступавшая в Центр от Филби информация, благодаря которой удалось сорвать и предупредить многие замыслы и подрывные акции специальных служб США, Великобритании и их сателлитов, обезвредить забрасываемых агентов и диверсантов. Очень точно об этом сказал бывший сотрудник СИС, ныне известный писатель Грэхэм Грин: «Когда Филби достиг вершины своей карьеры, любая инициатива разведок Запада была обречена заранее».

Именно поэтому занимаемое Филби положение в английской разведке требовало от него не только идейной стойкости, стальной выдержки и хладнокровия, но и поистине филигранного искусства, тщательной соразмерности каждого принимаемого им решения.

Ему приходилось планировать, разрабатывать и начинать каждую из операций, направленных против СССР и мирового коммунистического движения, таким образом, чтобы провал их выглядел в глазах его руководства и коллег «естественно» либо чтобы их успех был ограниченным и находился ту контролем органов госбезопасности СССР. Это были год огромного нервного напряжения, требовавшие отдачи все. духовных и физических сил, постоянного поиска оптимальных решений. И Ким Филби ни разу не допустил ошибки.

Добившись в 1955 году от английского правительства снятия обвинения по делу Маклина-Берджеса, Ким Филби вскоре по заданию СИС выезжает на Ближний Восток в качестве корреспондента ряда английских газет. Несмотря на то, что контрразведка продолжает подозревать Филби, он проявляя свои лучшие бойцовские качества, вновь активно включился в борьбу с происками американской и английски спецслужб против СССР с территории государств этого региона. Зная о подозрениях МИ-5, советская разведка в этот период принимала особые меры по его личной безопасности. И когда в 1963 году была получена информация о нависшей над ним новой угрозе, Центр организует выезд Кима Филби из Бейрута в Москву. После короткого отдыха в СССР, ставшем для него второй родиной, талантливый разведчик и замечательный человек Ким Филби продолжает работу, ставшую для него смыслом и содержанием всей его жизни.

Выступая перед коллективом чекистов на собрании, и священном 100-летию со дня рождения Ф. Э. Дзержинского Ким Филби сказал: «Большая часть моей жизни позади. Оглядываясь на прошедшие годы, я думаю, что прожил их не зря. Мне хочется от себя повторить слова Феликса Дзержинского, рыцаря революции, большого гуманиста: «Если бы мне предстояло начать жизнь сызнова, я начал бы так, как начал…» Если бы мне предоставили возможность загадать желание, я бы сказал, что пожелал бы проработать еще сорок три года в своем родном коллективе среди моих дорогих коллег и друзей».

Советское государство высоко оценило выдающиеся заслуги Кима Филби, наградив его орденами Ленина, Красной Знамени и Дружбы народов.

Примечания

1

Петерс Яков Христофорович — участник Октябрьской революции, член Петроградского Военно-Революционного комитета. С 1917 года — член коллегии ВЧК. В 1918 году — заместитель Председателя ВЧК.

(обратно)

2

Делафар — француз, сотрудник ВЧК с 1918 года. Поэт.

(обратно)

3

Жанна Мари Лябурб (1877–1919) — организатор и секретарь французской коммунистической группы в Москве в 1918 году. Одна из руководителей «Иностранной коллегии» в Одессе. Расстреляна французскими интервентами.

(обратно)

4

Бандитские