ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Уэйн Брокбэнк - HR в борьбе за конкурентное преимущество - читать в ЛитвекБестселлер - Михаил Викторович Зыгарь - Вся кремлевская рать. Краткая история современной России - читать в ЛитвекБестселлер - Жюль Верн - Вокруг света за 80 дней - читать в ЛитвекБестселлер - Энн Эпплбаум - ГУЛАГ - читать в ЛитвекБестселлер - Адриана Трижиани - Жена башмачника - читать в ЛитвекБестселлер - Владимир Рудольфович Соловьев - Зачистка. Роман-возмездие - читать в ЛитвекБестселлер - Алена Федотовская - Возвращение - читать в ЛитвекБестселлер - Джон Кехо - Квантовый воин: сознание будущего - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Владимир Козлов >> Публицистика >> Советские вещи >> страница 3
производства, с жестяным заводным паровозиком, а «настоящая», из ГДР.

У меня она появилась еще в шесть лет, но случайно: мы пошли с бабушкой и мамой в ГУМ покупать мне подарок на день рождения, а там вдруг «выбросили» железную дорогу. Она была «фирменная», производства Pico Modelbahn, но, наверно, самая примитивная из выпускавшихся: круговые рельсы, паровоз и два вагона. Зато — точные копии. Увы, проработала недолго: что-то там сломалось в электрической части.

С тех пор ничего подобного у меня не было, да и в продаже не видел, кроме одного раза — уже лет в двенадцать, в магазине «Школьник». Но то был какой-то уж слишком крутой комплект из нескольких десятков локомотивов и вагонов, и стоил он рублей шестьдесят. Я даже не стал говорить про него родителям, понимая «заоблачность» цены.

Как раз классе в пятом появилась мода на пластмассовых солдатиков — пацаны на Рабочем их не только коллекционировали, но и приделывали на переднее крыло велосипеда — как элемент «кастомизации». Не знаю, было ли что-нибудь подобное в других городах, но по Рабочему поселку таких велосипедов летом 1984-го года ездило немало. Солдатики были нескольких «видов»: индейцы, пираты, ковбои (маленькие), солдаты Великой Отечественной войны и первобытные люди со своим оружием (большие). В наших магазинах не было ни тех, ни других, привозили их из других городов. На школьном «черном рынке» маленькие солдатики (госцена в магазине — 5 копеек) стоили до полтинника («ковбой с двумя пистолетами»), а большие (госцена — копеек тридцать, что ли, самый ценный — солдат со снайперской винтовкой) — до двух рублей. Один единственный раз мне удалось «отхватить» нескольких «больших солдат» в поездке на экскурсию в Вильнюс.

Более дорогим (и «элитарным») предметом коллекционирования были «машинки» — модели-копии автомобилей в масштабе 1:43. Саратовский завод выпускал неплохие металлические копии советских машин, на некоторых других заводах делали пластмассовые модели иностранных машин — на матрицах из Европы: иногда можно было увидеть плохо затертую надпись “made in Italy”. Я собрал неплохую коллекция, большую часть которой родственники и знакомые привезли из других городов. Кое-что удалось найти и в могилевских магазинах, но немного.

Зато в игрушечных магазинах и отделах продавалась целая куча всякого оружия — от пластмассовых пистолетиков до «стрелявших» автоматов. У меня был автомат — похожий на «Калашникова», но не копия, стрекотавший и зажигавший лампочку, был черный маузер — им можно было стрелять «пистонами», маленький черный пистолет (типа ТТ), я его нашел, а потом купил такой же, но светло-коричневый — странный цвет для оружия. Еще был алюминиевый «кольт», барабан его не крутился, а одна сторона сдвигалась и внутрь вставлялись пистоны, «взрывавшиеся» при ударе по ним «молотка».

А самой дорогой игрушкой за все мое детство был «мототрек». Цена — восемнадцать рублей. Четыре пластмассовых мотоциклиста — желтый, синий, красный и зеленый — с металлическими роликами внутри съезжали по черным пластмассовым дорожкам вниз, потом поднимались наверх на «подъемнике» — он питался от батарейки.