Литвек - электронная библиотека >> Теодор Хоффман >> Биографии и Мемуары >> «Викинги» Гитлера. Эсэсовский интернационал >> страница 3
Советские войска, казалось, уже не имели возможности защищать далее Кавказ и Кубань. Новый командующий армий «Юг» фельдмаршал Лист вынашивал дальнейшие планы создания котла, в то время как русские все еще надеялись держать под контролем продвижение германской армии, которой нужно было преодолеть около 500 километров, чтобы дойти до Кавказа.

Танки и механизированные части дивизии «Викинг» продвигались теперь по совершенно другой почве, чем ранее. Огромные поля кукурузы чередовались с тыквенными и томатными плантациями, яблоневыми и грушевыми садами. В цветущих деревнях жили любезные, смеющиеся, темноволосые люди. Сладкие фрукты, потребляемые в изобилии некоторыми вояками, частенько приводили к неблагоприятным последствиям.

И все же форсированный марш нельзя было затормозить. Солдатам «Викинга» едва удавалось поспать в короткие ночные часы. Снова и снова они выезжали на огромные поля ржи, легко преодолевая отдельные участки сопротивления. В серое утро 5 августа добровольцы «Викинга» под защитой нескольких танков начали переправляться на западный берег Кубани. Так как советские саперы взорвали единственный мост, на пути форсированного немецкого марша пришлось построить новый, более надежный. 7 августа в конце концов переправились все танки, механизированные части и орудия. Следующей целью был Майкоп. Сюда Красная Армия подтянула все имеющиеся в ее распоряжении вооруженные силы, собрав их в единый кулак. После кровавой бойни немцы тем не менее захватили село Термигоевское и достигли переправы у реки Лаба. Танки постоянно преследовали отступающие колонны советских войск. Небольшие русские очаги сопротивления легко преодолевались. Майкоп должны были брать танки вермахта, а дивизия «Викинг» наступала далее на Хадыженскую и Тверскую. Последний форпост советского сопротивления был сломлен и путь к Кавказу открыт.

Красная Армия, естественно, оказалась обеспокоенной попытками немцев прорваться к Черному морю. Прежде всего там была так жизненно необходимая армии нефть. Она бросила все силы на защиту Туапсе. В это время полк «Германия» под командованием штандартенфюрера СС Юргена Вагнера базировался еще в районе Самур на Западном Кавказе, поэтому основной части дивизии «Викинг» 16 сентября 1942 г. было приказано двигаться в направлении Восточного Кавказа. Цель — выдвижение к Каспийскому морю и нефтяным месторождениям Баку.

Однако для этого надо было еще занять плацдарм вокруг города Грозный, где 1-я танковая армия завязла в тяжелых сражениях. Только через четыре дня добровольцы достигли реки Терек и вместе с тем снова оказались в совершенно новой местности, дороги в которой не имели ни ясно выраженного азиатского, ни европейского типа. Они впервые встретили на своем пути такие дикие кавказские племена, как чеченцев и черкесов. Этот регион представлял собой какой-то пестрый ковер. От морей и долин дивизия оказалась на Восточном Кавказе, пространстве, изрезанном дикими ущельями. Единственная дорога на Баку вела от Ростова, Армавира и Грозного. Северный Кавказ протянулся в длину 1200 километров и ширину — 130 километров с горой Эльбрус высотой в 5633 метра.

Когда дивизия «Викинг» достигла Терека, она попала в критическое положение.

Построенная советскими саперами насыпная дорога была затопленной. Перед дивизией была поставлена задача выйти к Малгобеку и Шагопши, к так называемой грузинской трассе, по которой Советский Союз получал из Ирана американскую военную технику. Это был стратегический путь от Армении и Грузии во внутренние районы Советского Союза, где к тому времени уже началась битва под Сталинградом. Одновременными сражениями на Кавказе и на Волге была охвачена группа армий «Юг», явно ослабленная. Особенно это касалось действий воздушного флота, основная задача которого заключалась в поддержке и обеспечении армии, воюющей в Сталинграде. Группенфюрер СС Штейнер был, однако, убежден в настоятельной необходимости разгромить советские подразделения, блокирующие шоссе от Грозного к Каспийскому морю. Поэтому он разделил дивизию на четыре части. Полк «Норд» он расположил по обе стороны реки Курп. Он должен был нанести удар по Малгобеку. Танковый полк получил приказ принудить предмостное укрепление русских к обороне. Полк «Вестланд», напротив, должен был продвигаться вперед после взятия Шагопши. Однако план Штейнера натолкнулся на неожиданные препятствия.

Атака происходила в морозную туманную ночь с 25 на 26 сентября 1942 г. В пять утра началась артиллерийская подготовка. Однако солдаты не ожидали массового упорного сопротивления сильного противника. Уже через полчаса после начала атаки половина солдат, а также несколько офицеров и унтер-офицеров были убиты или ранены. Тем не менее удалось занять высоту, с которой можно было увидеть дома Малгобека и нефтеперегонные заводы города. Затем была засечена советская артиллерийская позиция. Одновременно в долине Курпа действовали танки дивизии «Викинг» и гренадеры полка «Вестланд». Однако и они натолкнулись на мощную оборону русских. Немецкие танки горели от вражеского огня и отступили во второй половине дня на два километра от Малгобека. Вечером 26 сентября удалось продвинуться только на несколько километров. Два дня продолжалась жестокая борьба, до тех пор, пока штурмбаннфюрер СС Мюлленкампф не прорвался с танками на грузинскую трассу, которая вела от Тифлиса и Орджоникидзе через Малгобек к Тереку. В результате советские войска лишились снабжения американской военной техникой.

Русские немедленно мобилизовали все свои оставшиеся силы, принудили второй немецкий полк к отступлению и обрушили мощный артиллерийский огонь на первый. 28 сентября дивизия потеряла командира полка, а также трех высших офицеров. Самому Мюлленкампфу едва удалось избежать гибели.

Всего в битве за Малгобек подразделения «Викинга» понесли тяжелые потери, особенно в танках и солдатах. За все время своего форсированного марша на восток они не потеряли столько, сколько за десять недель на Кавказе. В этих сражениях особенно бросалось в глаза высокое моральное единство советских воинов. При беспрепятственной поддержке американского снабжения военной техникой они мужественно сопротивлялись немецкому наступлению и были значительно лучше подготовлены к тяжелым погодным условиям, чем германские войска. Наступающая зима должна была привести немцев к катастрофе.

Тем не менее германские войска готовились к новому наступлению. К тому же дивизия «Викинг» по приказу штурмбаннфюрера СС Дикмана и Йорхеля была усилена двумя батальонами полка «Германия», а также артиллерийской