Литвек - электронная библиотека >> А В Тропенок и др. >> Хобби и ремесла: прочее >> От маленькой хлопушки до большого фейерверка >> страница 2
плотно забить какой-то заглушкой, пробкой? Газы с огромной силой вытолкнут эту пробку. Таким образом мы получаем как бы простейшую модель огнестрельного орудия: емкость для пороха — это само орудие, пробка — это снаряд, а порох — заряд для его выталкивания. Но прошло еще много лет, пока огнестрельное оружие оформилось в известном нам виде: артиллерийские орудия и ручное стрелковое оружие.

В конце XIII века прототип огнестрельного оружия впервые применили арабы, которые помещали в железную или деревянную трубку с одним наглухо закрытым концом стрелу или что-то вроде круглой пули, и посредством пороха выбрасывали этот снаряд. В Европе, имевшей уже вековые традиции питейного и кузнечного дела, эта новинка прижилась с невероятной быстротой. В течение века распространившись по всем европейским государствам, огнестрельное оружие усиливало их мощь и давало большие преимущества обладавшим им странам в их завоевательных войнах.

Первые артиллерийские орудия были не очень прочными, часто разрывались от порохового заряда, представляя смертельную опасность для первых артиллеристов. Поэтому, подпалив ведущий к запальному отверстию фитиль, обслуга орудия со всех ног бросалась к приготовленному окопу и пряталась в нем. Но, постепенно усовершенствуясь, орудия становились все безопаснее, стреляли более точно, и, конечно, обладали сокрушающей разрушительной силой, несравнимой ни с каким-либо другим оружием. Крупные орудия, стрелявшие огромными каменными ядрами, разрушавшими крепостные стены, назывались бомбардами. Поэтому люди, обслуживающие их, стали называться бомбардирами.

Гром выстрелов и сила ядер внушали страх, обращали неприятеля в бегство одним лишь видом пушек. Случалось, что целые города сдавались без сопротивления, лишь завидя наведенные на себя пушки. Позднее стали использовать длинноствольные пушки, стреляющие более мелкими железными ядрами, лучше пробивавшими стены, и мортиры, стреляющие разрывными бомбами. В XV–XVI веках было усовершенствовано и ручное огнестрельное оружие — появились более легкие мушкеты. Распространение огнестрельного оружия произвело настоящий переворот в военном деле.

Порох был необходим и незаменим в фейерверочном деле. Он применяется в пиротехнических изделиях и по сей день в виде заряда для выстреливания изделия вверх, в разрывном заряде для раскрытия шара в воздухе или в виде начинки особых изделий, например шлагов, предназначенных для имитации пушечных выстрелов. Порох в виде пороховой мякоти входил в составы различных фейерверочных изделий, из нее изготавливали воспламенительные составы. Благодаря использованию пороха, изменяя лишь его дозировку, стало возможным регулировать скорость и силу горения пиротехнических составов.

Пиротехнические составы — это горючие химические смеси, которыми начиняются фейерверочные изделия. При горении пиротехнических составов получаются необходимые красочные эффекты: вспышки, снопы или струи блестящих искр, яркое чистое пламя белого или другого цвета — красного, зеленого, синего, а также звуковые эффекты. Для составов употребляются химические компоненты двух видов: горючие вещества и окислители, выделяющие при горении большое количество кислорода. Скорость горения составов различна и зависит от свойств и взаимодействия этих компонентов.

По скорости горения все составы делятся на сильные и слабые. Слабые медленно горящие составы образуют яркое белое или цветное пламя без образования искр, яркость и цвет которого зависит от химических веществ, входящих в его состав.

Сильные составы, искристые или пламенные, при быстром горении образуют большое количество упругих газов, которые можно использовать как реактивную движущую силу. Сильными составами снаряжаются ракеты, форсы, фонтаны, китайские колеса, швермера и др. Составы при горении заставляют эти изделия вращаться, летать, производить хаотичное движение. Мастерство пиротехника — направить это движение в нужное русло: ракеты должны взлетать вверх, фонтаны и форсы образовывать динамические фигуры — огненные кольца, колеса, солнца. Статические фигуры изготавливают из цветопламенных и искристо-форсовых изделий, контурных свеч.

Как мы видим, развитие пиротехники шло в двух направлениях: в военных целях и для увеселительных фейерверочных забав. Пиротехника, занимающаяся стрельбой из орудий получила название артиллерии. Военная пиротехника, как и все военные средства, выполняла задачи защиты государства. Мирная увеселительная пиротехника служила для развлечения людей, удовлетворения их эстетических потребностей, подобно музыке или поэзии. Но, несмотря, на большую разницу в назначении, они всегда существовали рядом и были тесно связаны друг с другом. В XVII–XVIII веках в Европе и в России фейерверочное дело находилось в недрах артиллерийского ведомства.

С образованием в Европе в конце XVII века регулярных армий, артиллерия выделилась в особый род войск. Мастера, приготавливающие и пускающие фейерверки, перешли на военную службу и носили специальное унтер-офицерское звание — фейерверкер. Работа с порохом и пиротехническими составами была очень опасна, требовала особых условий, навыков и мастерства. Обучали искусству потешной пиротехники в артиллерийских школах. Самое первое в России специальное ракетное заведение было основано в Москве в 1680 г. Во главе его поначалу стояли иностранцы, но мало-помалу и русские мастера стали привыкать к этому новому делу, так что вскоре фейерверочное производство прочно укоренилось в России.

Исторические хроники упоминают о многих больших фейерверках, сожженных в Европе в XII–XVII веках. Раньше всего фейерверки стали появляться в Италии, куда были занесены по торговым путям из Азии. Из Италии фейерверочное искусство перешло к соседним народам — французам и немцам, где оно пустило глубокие корни. В это время появляются основные фейерверочные изделия — фигуры, которые составляют любой фейерверк: ракеты, фонтаны, форсы, шлаги, швермера, а также разнообразные сложные фейерверочные конструкции и декорации. Эти изделия были еще недостаточно надежными, часто взрывались и разбрасывали твердые куски, способные наносить раны и увечья. При сжигании фейерверков мало задумывались о мерах предосторожности. Мелкие изделия часто пускались пиротехниками прямо из рук и направлялись на публику «для смеха», что вызывало крики страха и, конечно, травмы и ожоги. По отзывам старинных писателей, в начале представления раздавались возгласы радости и восторга, а оканчивались они часто печально, причиняя раны, а иногда и смерть.