Литвек - электронная библиотека >> Галина Васильевна Железняк и др. >> Эзотерика, мистицизм, оккультизм >> Чудеса и катастрофы Вселенной >> страница 2
болидов не меньшее, чем изучение грунта Луны и других планет, на что расходуются огромные средства при космических полетах.

Большинство метеоритов тонет в морях и океанах, теряется в полях и лесах, пропадает в горах и пустынях, остается ненайденным во льдах и тундре. Коллекции метеоритов за последние 20 лет пополнялись в основном метеоритами, найденными в Антарктиде и каменистых пустынях.

НАХОДКИ ИНТЕРЕСНЫХ МЕТЕОРИТОВ

Зимой 1918 г. в Минералогический музей Академии наук в Ленинграде пришло сообщение о падении метеорита возле города Кашина Калининской области. Музеем в то время заведовал знаменитый русский ученый академик В. И. Вернадский. Его работы по геохимии, геологии были известны во всем мире. Но он считал самым важным делом также объединение космических процессов с процессами жизни на Земле. Начало ноосферному мышлению, столь характерному для нашей эпохи, было положено именно Владимиром Ивановичем Вернадским. И он, как никто, понимал, какую ценность представляют собой метеориты — представители космоса на Земле. Он постоянно организовывал экспедиции в места падения метеоритов. И стараниями академика коллекция метеоритов все время пополнялась.

В Кашин решено было послать молодого сотрудника Минералогического музея Л. А. Кулика. Тогда Кулик занимался вопросами геологии, но поездка предстояла необычная, поэтому энергичный сотрудник был предпочтительнее других. Метеорит Кашин упал 27 февраля 1918 г. в 12:30 на пашню возле деревни Глазатово, но получил свое имя по более крупному поселению вблизи места падения — городу Кашину.

Как же произошло падение? Двое мальчишек, игравших в поле, заметили, что в одном месте земля вдруг полетела вверх и в стороны, и услышали сильный грохот. Они побежали к тому месту и увидели большой черный камень, глубоко ушедший в землю. Капельки воды на нем не замерзали. Камень вынули стягами и ломами из земли и увезли в деревню. В самом центре деревни, у пруда, его положили на землю. В деревню началось паломничество, весть о чудесном небесном камне разошлась далеко за пределы Глазатово. И каждый хотел унести с собой кусочек камня. Метеорит подвергался варварскому разрушению. Когда за ним приехали красноармейцы, крестьяне камень не отдали — не захотели расставаться с достопримечательностью. Но во второй приезд его все-таки забрали и перевезли в Кашин.

Кулик определил, что Кашин относится к каменным метеоритам. Кроме каменных, бывают еще железные метеориты. Каменные метеориты состоят в основном из силикатов, т. е. соединения кремния и кислорода. Железные метеориты образованы почти полностью из железа с примесью никеля. Вес Кашина оказался равен 121 кг. Но первоначальный вес, до обкалывания, по мнению Кулика, составлял 160 кг. Но даже и обломанный, Кашин остается все-таки одним из самых крупных каменных метеоритов в мире. Кулик много дней ходил по крестьянским избам не только в Глазатово, но и в соседних деревнях — Чагино, Милицино, Климотино, чтобы убедить крестьян отдать части метеорита.

Кулик родился в семье врача и во время похода по избам не раз давал ценные советы о том, как подлечить больных. Но столкнулся он также, по его словам, «с невежеством и прямо-таки средневековыми суевериями». Многие крестьяне были убеждены, что камень, упавший с неба, священный и к нему надо относиться с почтением. Говорили, что он помогает от грозы и болезней. Если обмыть камень водой и потом этой водой умыться — всякую болезнь как рукой снимет. Ходили слухи, что по ночам на месте, где упала глыба, горит никем не зажженная свеча. Крестьяне решили даже строить часовню на месте падения метеорита.

Ученому пришлось провести немало бесед о том, что такое небесные камни, почему они нужны ученым. Сначала никто не отдавал обломков, потом стали торговаться, предлагая куски камня купить. Потом Кулику удалось уговорить одного крестьянина отдать осколки, и тот отдал, но просто из уважения к ученому. Позже стали отдавать и другие — «для науки». В отчете Кулика под заголовком «Привожу список поступивших ко мне осколков» так и записано: «Осколок 430,5 г приобретен за 20 р. Осколок 108,5 г приобретен за 5 р. Осколок 99,5 г приобретен за 5 р. Осколок 72,0 г выпрошен мною бесплатно». А дальше идет целый список осколков с короткой припиской: «Принесен в дар Академии наук бесплатно».

Поездка за метеоритом Кашин стала для Кулика судьбоносной. Он решил заниматься исследованием метеоритов. Где только не побывал ученый в поисках метеоритов. На Киевщине он разыскал метеорит Кагарлык, упавший еще в 1908 г. С берегов Волги привез железный небесный камень, отточенный, словно снаряд, — Репеев Хутор. В Ивановской области привлек к поиску местных школьников, экспедиция нашла 97 осколков небесного тела. Позднее он стал самым активным исследователем Тунгусского явления. Об этой загадке небес мы поговорим позже.

А пока продолжим листать странички увлекательной летописи.

В середине XVIII в. отставной казак Яков Медведев из деревни Убейской на берегу Енисея «на самом верху одной высокой горы, совсем на поверхности» наткнулся на «ком вареного железа». Слухи об этом железе доходили до Медведева и раньше. И все же он был поражен находкой. В глыбе все было необыкновенно — и размеры, и крепость, и внешний вид. В железном остове накрепко застряли мелкие желтые камешки. Рядом не было следов каких-либо плавильных работ. Яков Медведев перетащил огромную глыбу весом 42 пуда в деревню Убейскую. Академик Петр Симон Паллас писал: «А так как железо в этом камне было ковко и бело и при том хорошо звенело, то это заставило его думать, не содержится ли в нем чего-либо лучшего, чем железо». Но не только это руководило Медведевым.

Камень проявлял не совсем обычные свойства. Это и было как раз притягательным обстоятельством. Например, отбить от камня кусочек было очень трудно. Камень обладал удивительной крепостью. При ковке железо было таким мягким, что не требовало большого нагрева. Но именно из-за этого из такого странного железа не удавалось выковать какую-либо вещь. Когда кузнец, нагрев железо до белого каления, бросил его в холодную воду для закалки, небесное железо по-прежнему оставалось мягким и не поддавалось ковке.

Имя академика Палласа было хорошо известно в науке. Будучи зоологом по специальности, он сделал очень многое в ботанике, географии, палеонтологии, этнографии. По приглашению Российской академии наук он приехал из Германии и все свои научные исследования впоследствии вел в России. Летом 1768 г. он начал длительное, в четыре года, путешествие по Сибири. Медведев охотно и без всякого выкупа отдал камень Палласу.

Причем