Литвек - электронная библиотека >> Ирина Оловянная >> Юмор: прочее и др. >> Выход из штопора

Выход из штопора



Ирина Оловянная


Выход из штопора. Иллюстрация № 1

В связи с непрерывным ухудшением качества отечественного образования принято решение о переводе значительной части государственного архива научно-технических материалов с грифом «Совершенно Секретно» под гриф «Совершенно Непонятно»...

(из анекдота)


Натуральный газ — он полусферический. Я его называю полусферическим, потому что это такая вещь, которую мы можем найти в наших районах.

Джордж Буш (младший)


Кризис системы образования вот уже много лет не является секретом ни для учителей, ни для родителей, ни даже для чиновников, настолько, что они вопреки обыкновению даже пытаются что-то делать. К сожалению, все принимаемые меры сводятся к изменению способов проверки, что нормально для любой бюрократической системы, но совершенно бесполезно для изменения ситуации к лучшему.


Вот уже несколько лет как большинство граждан нашей страны догадались, что не все то хорошо, что в США делается, тем не менее, наше министерство образования с упорством, достойным лучшего применения, продолжает продвигать идею тестирования как панацею от всех бед. Причем эта система всем плоха и ничем не хороша: представьте себе, что государственная комиссия по приему построенных домов станет интересоваться исключительно внешним видом здания. Пройдет совсем немного времени и строители будут делать только фасад подкрепленный сзади бревнами. Примерно то же самое происходит сейчас в школах при натаскивании детей на сдачу ЕГЭ.


Однако целью данной работы критика не является. Автор намерена предложить реальный недорогой общегосударственный проект, который не является инновационным, но может дать нам время на принятие решения: подозреваю, что все «реформы», принимаемые у нас, вызваны отчаянным стремлением вывести систему из штопора, в который она, и это уже ни для кого не секрет, валится.


Характерный анекдот:

«1960: Лесоруб продал грузовик дров за 100$, при этом его расходы составили 4/5 этой суммы. Ваша задача: найти сумму его дохода.


1970: Лесоруб продал грузовик дров за 100$, при этом его расходы составили 4/5 этой суммы или 80$. Ваша задача: найти сумму его дохода.


1980: Лесоруб продал грузовик дров за 100$, при этом его расходы составили 80$, а доход 20$. Ваша задача: обвести в кружок число 20.


1990: Из-за прибыли в какие-то там 20$ лесоруб уничтожил несколько акров природной экосистемы. Ваша задача: обсудить уничтожение девственных лесов. Дополнительные 5 баллов присуждаются за обсуждение всем классом, как должны себя чувствовать по этому поводу лесные зверюшки и птички.»


Проект.


Всё, что я знаю о Словакии — это то, что я узнал от вашего министра иностранных дел.

Джордж Буш (младший)


Начну с нескольких примеров, некоторые проиллюстрируют современную ситуацию с нашим образованием, а последний подскажет полезную идею:

Пример 1.


В прошлом году автору этих строк пришлось учить математике один девятый класс, предполагалось, что с углубленным изучением математики и физики, во всяком случае на алгебру с геометрией было отведено аж восемь часов в неделю (в обычном классе – 5). Первый вопрос, который я задала, войдя в класс, был: «А почему от перемены мест слагаемых сумма не меняется?» (Да, да, да, представляю себе ухмылки некоторых математиков: это же аксиоматически заданное свойство операции сложения на поле вещественных чисел. Я тоже это знаю.) Так вот, мои ученики не только не знали ответа на поставленный вопрос, не только никогда не задумывались об этом раньше, но и не захотели над ним подумать, когда он был им задан (стандартный ответ был: «это правило такое» – в первом классе учитель, конечно, великий авторитет, но надо же и свои мозги иметь).


Предсказываю: никто из них, никогда, ни при каких обстоятельствах не будет ни ученым (все равно какой специальности), ни инженером (я имею в виду не то, что они не смогут получать зарплату за «работу» по соответствующей специальности, а их полную бесполезность в этой социальной роли). На что деньги (и время) потратили? Обурбаченных же математиков отсылаю к замечательным статьям В.И. Арнольда «Псевдонаучные и математические эпидемии XX века», «Математическая безграмотность губительнее костров инквизиции» и «Антинаучная революция и математика», надеюсь, он для вас авторитет.


Возвращаясь к математическим аксиомам, так замечательно преподаваемым первоклассникам, отмечу, что свойства сложения (и умножения) были хорошо известны древним египтянам, которые и слова-то такого греческого «аксиома» не знали.


Мой преподавательский и репетиторский опыт показывает, что полное непонимание детьми практического смысла четырех действий арифметики скорее правило, чем исключение. Поэтому «Для того, чтобы узнать неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое» заучивается наизусть, и если известных слагаемых оказывается, не дай бог, больше одного – это вызывает стресс, истерику и смертельную обиду на несправедливость учителя и мироздания.


Что делать? Вечный русский вопрос. Заставить учителей начальной школы объяснять, что сложение – это сложение в одну кучку яблок из нескольких ваз (и тогда коммутативность и ассоциативность сложения становятся очевидны), что вычитание (отнять!) – это когда нехороший юный хулиган отнял у вас пару яблок? Теоретически они и так должны это объяснять, но не объясняют. Или их не слушают – тоже возможный вариант.

Пример 2.


Как-то раз я присутствовала на дополнительных занятиях по математике в шестом классе. Молодая неопытная учительница пыталась объяснить двум ученикам, как привести к общему знаменателю и сложить дроби. Ключевое слово в предыдущем предложении «как». А должно бы быть «почему». Когда мне надоело наблюдать за этой бессмысленной деятельностью, я попросила разрешения задать вопрос и поинтересовалась у детей: «Что больше, одна треть или одна пятая?» После минуты молчания, один из мальчиков неуверенно произнес: «Одна треть», и с надеждой воззрился на меня, наивно надеясь увидеть на моем лице реакцию на свой ответ. «А ты как думаешь?» – поинтересовалась я у другого мальчика. «Одна пятая», – уверенно заявил он (ну раз я не выразила неземной радости, услышав предыдущий ответ, значит он неверен, правда ведь?). «А вы посовещайтесь и