Литвек - электронная библиотека >> Павел Петрович Данилов >> Околокомпьютерная литература >> Хакинг и антихакинг >> страница 3
удается совершенствоваться (ведь

довольно скучно осознавать свое превосходство над без

защитными пользователями). Кракеров, которые даже

с течением времени не миновали эту стадию, а только

все более совершенствуют навыки разрушения иначе,

чем социопатами, не назовешь;

2) шутники – наиболее безобидная часть кракеров (ко

нечно, в зависимости от того, насколько злые они предпо

читают шутки), основная цель которых – известность,

достигаемая путем взлома компьютерных систем и внесе

нием туда различных эффектов-шуток. «Шутники»

1)

обычно существенного ущербы не наносят (разве что моральный). В Интернете это наиболее распространенный класс кракеров, обычно осуществляющих взлом Web-серверов, оставляя там упоминание о себе. К шутникам также можно отнести создателей вирусов с различными визуально-звуковыми эффектами (музыка, дрожание или переворачивание экрана, рисование всевозможных картинок и т. п. ). Все это, в принципе, либо невинные шалости начинающих, либо рекламные акции профессионалов;

3) взломщики – это уже профессиональные кра-керы, пользующиеся наибольшим почетом и уважением в кракерской среде. Их основная задача – взлом компьютерной* системы с серьезными целями, как-то: кража или подмена хранящейся там информации. В общем случае, для того чтобы осуществить взлом системы, необходимо пройти три основные стадии:

– исследование вычислительной системы с выявлени

ем изъянов в ней;

– разработка программной реализации атаки;

– непосредственное ее осуществление.

Естественно, настоящим профессионалом можно счи

тать того кракера, который для достижения своей цели

проходит все три стадии. Можно считать профессиона

лом того кракера, который, используя добытую третьим

лицом информацию об уязвимости в системе, пишет

программную реализацию данной уязвимости. Осущест

вить третью стадию может почти каждый, используя чу

жие разработки. Но то, чем занимаются взломщики, -

это обычное воровство, если абстрагироваться от пред

мета кражи. К сожалению, у нас, в России, все не так

просто. В стране, где большая часть программного обес

печения, используемого пользователями, является

пиратским, т. е. украденным не без помощи тех же


взломщиков, почти никто не имеет морального права «бросить в них камень». Конечно, взлом компьютерных систем с целью кражи ни в коем случае нельзя назвать достойным делом, но и упрекать кракеров-взломщиков могут только те, кто легально приобрел все используемое программное обеспечение.

Хотелось бы остановиться еще на одном аспекте проблемы. Глубокое непонимание большинством обывателей проблем, связанных с информационной безопасностью в вычислительных системах, с течением времени сформировало некий миф о всемогуществе хакеров и повсеместной тотальной беззащитности компьютерных систем. Отчасти этот миф является реальностью. Действительно, современные вычислительные системы и сети общего назначения имеют серьезные проблемы с безопасностью. Но, подчеркнем, именно вычислительные системы общего назначения. Там же, где требуются обработка критической информации и обеспечение высшего уровня защиты и секретности (например, в военной области, в атомной энергетике и т. п.), используются специализированные защищенные ВС, которые (и это чрезвычайно важно!) в основном изолированы от сетей общего назначения (в частности, от сети Интернет).

Глава 2. Как все начиналось. Хакеры и сеть

2.1. Червь Интернет

1 ноября 1988 г. – это, несомненно, самая печально известная дата в биографии Интернета. Около 18:00 по


восточному стандартному времени студент Корнеллского университета запустил в сеть компьютерную программу-червя (worm). Это был первый значительный вирус из всех, когда-либо поражавших Интернет. Почти мгновенно червь поразил компьютеры на территории всей Америки. В течение часа вирус остановил работу многих основных национальных и международных исследовательских центров. К счастью, все пораженные рабочие места (4000-6000 компьютеров) в сумме составляли от 5 до 7 % от общего количества компьютеров, работающих в Интернете. Стоит отметить, что на то время Интернет связывал . приблизительно 80 000 компьютеров.

Специалисты из числа оставшихся непострадавших пользователей тут же включились в борьбу с червем. Почти сразу образовалась группа добровольцев под названием VirusNet; ее члены круглосуточно работали над тем, чтобы остановить червя.

Члены VirusNet поддерживали контакт друг с другом по телефону и ч,ерез сетевые шлюзы, которые червь не мог поразить. Программист из Бостона нашел ошибку в тексте червя, и впоследствии ее использовали для уничтожения вируса. Программист из Чикаго обнаружил, что червь поражает операционные системы Unix благодаря одной из их уязвимых частей, и немедленно предложил способ исправления этого недостатка. В Новом Орлеане несколько программистов создали копию червя на изолированной от сети машине и наблюдали за его активностью. Через 24 часа благодаря объединенным усилиям вирус был остановлен. Через неделю все пораженные компьютеры снова были в рабочем состоянии. Несмотря на потенциальные возможности, скрытые в черве, общий вред, нанесенный им, был минимален.


Червь был первой ласточкой в бесконечной череде последующих. Этот эпизод продемонстрировал всем, что связанный с Интернетом риск – это реальность, и не стоит им пренебрегать.

В скором времени ранее никому не известные «лабораторные крысы», которые уничтожили программу-вирус, были приглашены для выступления на телевидении. После телевизионного интервью последовал «разбор полетов», проведенный должностными лицами из Национального института стандартов и технологии, Агентства оборонных коммуникаций, Министерства энергетики, Лаборатории баллистических исследований, Национальной лаборатории Лоуренса Ливермора, ЦРУ, ФБР и Национального центра компьютерной безопасности.

Червь Интернета взволновал не только сотрудников университетов и правительственных агентств, использующих Сеть, но также и многих представителей деловых кругов, проявлявших к Интернету возрастающий интерес. Вирусы писались и раньше. Компьютеры исправно ими заражались, но в большинстве своем вирусы заносились при помощи дискет. В самом худшем случае пользователь машины должен был переформатировать один-единственный жесткий диск (диск этой машины).

Червь Интернета был первым истинно сетевым червем (networking worm), теоретически способным разрушить большинство компьютерных систем, работающих под управлением операционной системы Unix. Более того, благодаря небольшой модификации, червь мог бы атаковать и системы,