Литвек - электронная библиотека >> Станислав Гроф >> Психология >> ЛСД психотерапия >> страница 2
некоторые существенные элементы различных духовных традиций. Это важный шаг в преодолении колоссальной пропасти, существовавшей в прошлом между религиозными системами и различными школами психологии, за исключением  Юнгианства и психосинтеза Ассаджиоли.

Теоретическая важность данных психоделических исследований выходит далеко за пределы психиатрии и психологии. Эти данные имеют непосредственную или потенциальную значимость для широкого спектра других дисциплин, включая антропологию, социологию, политику, терапию, акушерство, танатологию, религию, философию, мифологию и искусство.

Безусловно, самые удивительные связи, кажется, существуют между психоделическим материалом и современной физикой. Некоторые из захватывающих наблюдений за ЛСД-сессиями, которые совершенно не вписываются в ньютоно-картезианскую модель, кажется, вполне совместимы с мировоззрением, сформировавшимся на основе квантово-релятивистской физики. Ввиду наблюдающегося в последнее время быстрого сближения мистики, физики и сознания,  данные о ЛСД могли бы в значительной степени способствовать нашему пониманию природы действительности.

Станислав Гроф, Биг-Сур, Калифорния, апрель 1979

Благодарности

Завершив работу над этой книгой, я хотел бы выразить глубокую признательность нескольким друзьям, оказавшим мне важную помощь на различных этапах этого проекта. Доктор Джордж Рубичек, бывший доцент отделения психиатрии в Медицинской школе Карлового университета, который был моим первым наставником и проводником в моей первой ЛСД-сессии в 1956. Этот опыт стал началом моего глубочайшего интереса и пожизненной приверженности исследованию необычных состояний сознания. Доктор Милош Войтеховски,  глава междисциплинарной команды, с которой я начал свое исследование психоактивных препаратов. Он познакомил меня с несколькими новыми психоделическим веществами и подготовил меня к проведению научного исследования по его методологии.

Большая часть работы, имеющей решающее значение для развития идей, представленных в этой книге, была проведена в Психиатрическом Научно-исследовательском институте в Праге, Чехословакия. Его директор, доктор Любомир Ганзличек, на протяжении всего процесса клинического исследования ЛСД оказывал нам постоянную поддержку в этом нетрадиционном научном предприятии. Я также выражаю глубокую признательность за помощь моим коллегам по институту и за преданность и энтузиазм - всему сестринскому персоналу.

Моя работа в Соединенных Штатах стала возможной благодаря щедрым пожертвованиям различных фондов, таких как Фонд исследований в области психиатрии из Нью-Хейвена, Коннектикут. Доктор Джоэл Элкс, профессор отделения психиатрии и поведенческих наук Медицинской школы Университета имени Джона Хопкинса в Балтиморе, пригласил меня в Клинику Генри Фиппса сначала в качестве клинициста и научного сотрудника, а позже в качестве старшего преподавателя; он оказал мне неоценимую помощь и осуществлял руководство в течение всего времени моего пребывания там.

Период между 1967 и 1973, проведенный мною в Мэрилендском Психиатрическом Исследовательском центре Кэтонсвилля, Мэриленд, был временем увлекательной совместной работы в группе увлеченных и близких по духу исследователей. Я хотел бы поблагодарить доктора А. A. Кёрленда, бывшего директора центра и помощника специального уполномоченного по исследованиям государственного департамента Мэриленда в области психогигиены, так же как моих коллег и друзей по Спринг-Грув, за их вклад в мою работу и улучшение качества моей личной жизни

Институт Эсален в Биг-Суре (Калифорния) сыграл весьма важную роль в моей жизни. Начиная с моего первого посещения в 1965, он предоставил мне массу возможностей проводить семинары и мастер-классы и делиться своим опытом с непредубежденной и симпатизирующей аудиторией. За минувшие пять лет он стал не только моим основным местом работы, но и источником уникального эмоционального и интеллектуального удовлетворения. В этой кузнице развития человеческого потенциала я встретил много творческих людей, первопроходцев в психотерапевтических экспериментах, и имел возможность увязать их работу с моей собственной. Это позволило мне обобщить наблюдения исследований ЛСД и представить их в более широком теоретическом контексте. Особую ценность представляет опыт ряда экспериментальных образовательных программ для профессионалов, проведение которых моя жена Кристина и я продолжаем в Эсалене. Все эти события моей жизни, органически сочетающие преподавание, внутреннее самоисследование и групповую работу с общением с такими разными людьми, начиная от мексиканских и североамериканских шаманов и заканчивая физиками-теоретиками, стали бесценным источником вдохновения. Я хотел бы выразить свою глубочайшую благодарность Майклу и Далси Мёрфи, Ричарду и Крису Прайсам, Джулиан Сильверман, Джанет Ледермэн, Беверли Сильвермэн, Грегори и Луису Бэйтсонам, и всем остальным нашим друзьям в Эсалене, за всю их поддержку и понимание. Кроме того, хочется особенно отметить Рика Тарнаса, который оказал неоценимую помощь во время предварительной работы над рукописью, и Кэтлин О'Шонесси, которая занималась перепечаткой на машинке окончательной версии .

Я благодарен и другим моим друзьям, чью заинтересованность и поддержку я бы хотел отметить - Луи и Хейзел Валье, Эдвард Дрисен, и Жозеф Шамбо.

Моя самая глубокая признательность оставлена для сотен пациентов и субъектов ЛСД, участвовавших в моем психоделическом исследовании на протяжении всех этих лет. Без их доверия, преданности и мужества, возможно, эта книга не была бы написана.

История ЛСД психотерапии

ОТКРЫТИЕ ЛСД И ЕГО ПСИХОДЕЛИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ
ЛСД-25 (диэтиламид d-лизергиновой кислоты) впервые был синтезирован в 1938 году Альбертом Хофманном в фармацевтических лабораториях компании Сандоз, располагавшихся в Швейцарии, городе Басл. Как видно из названия, это было двадцать пятое соединение, полученное при изучении амидов лизергиновой кислоты. ЛСД - полусинтетический продукт. Его природный компонент, лизергиновая кислота - основа большинства алкалоидов спорыньи, а диэтиламидовая группа присоединена в лаборатории. Согласно Столлу, Хофманну и Трокслеру соединение имеет следующую формулу:


ЛСД психотерапия. Иллюстрация № 1  

Алкалоиды спорыньи имеют важное применение в медицине, в первую очередь как препараты, которые могут стимулировать маточные схватки, остановить гинекологическое