Литвек - электронная библиотека >> Владислав Владин и др. >> Психология и др. >> Гармония семейных отношений >> страница 2
современной семьи? Подчеркиваем, мы не оцениваем эти особенности, не утверждаем, хороши они для семьи или плохи, а просто называем их.

Улучшились бытовые условия семей. Горожанам не приходится ухаживать за скотом, заготавливать сено, чистить хлев, сажать, обрабатывать и выкапывать картофель, пилить и колоть дрова, носить из колодца воду. Нет у большинства горожан сада-огорода, кур или нутрий, индюков или кроликов, гусей или уток… Меньше стало тяжелого физического труда и на производстве. В то же время повысилась калорийность пищи, увеличилось в ней количество жиров, а с ними и жирорастворимых витаминов, среди которых и витамин Е — так называемый витамин «плодородия», повышающий сексуальность.

Большинство семей имеет сегодня отдельную квартиру (а скоро в соответствии с решениями XXVII съезда КПСС отдельную квартиру будет иметь каждая семья) или в крайнем случае комнату. Следовательно, возможности чисто бытового плана для активизации полового компонента в браке увеличились. Все это привело к тому, что половая жизнь в браке стала явлением регулярным, обычным, частым. Но если что-то совершается регулярно, часто, то у многих это вызывает, во-первых, привыкание, шаблон, выработку стереотипа, т. е. утрачивает значительную долю привлекательности, а во-вторых, демаскирует ту внутреннюю слабость половой функции, которая в противном случае могла бы существовать десятилетиями, ничем не проявляя себя.

Речь идет о том, что проявляется, демаскируется слабая половая конституция некоторых мужчин. Вообще все мужчины по этому признаку делятся на три категории — сильную, среднюю и слабую. В одной из последующих глав мы рассмотрим этот вопрос более подробно. Здесь же только укажем — даже без нарушений и ошибок мужчины слабой половой конституции оказались в нелучшей ситуации, что требует определенной коррекции семейных отношений.

Отличительной особенностью современных семей стали улучшившиеся материальные условия и изменение бюджета времени. Большинство семей сегодня имеет и лишние деньги, и избыток свободного времени (по подсчетам социологов, 37 % активного времени городской семьи — досуг), что позволяет ездить в любую часть страны на отдых, на экскурсии, приобрести автомобиль… Увеличивается возможность знакомств, в том числе сомнительных; внебрачных половых связей…

В определенной степени независимо от демографических революций, но одновременно с ними произошли изменения, которые также повлияли на современную семью. В частности, возросла грамотность населения, особенно женщин. Грамотность общая, профессиональная, сексуальная. Последнее имеет непосредственное отношение к нашей теме. Так, профессор 3. Шнабль, сексопатолог из ГДР, в книге «Mann und Frau intim», изданной в 1977 г., пишет, что еще 20 лет назад ни одна из его пациенток не знала, что такое оргазм и что его достижение очень желательно при интимной близости.

Можно смело утверждать, что ни в 1957 г., ни десять лет спустя, не знали об этом и многие советские женщины. По крайней мере в предисловии к «Новой книге о супружестве» Р. Нойберта, вышедшей на русском языке в 1969 г., профессор В. Колбановский пишет: «Советские читатели еще не привыкли к подобным беседам, хотя они весьма поучительны и крайне необходимы. Некоторые читатели, возможно, будут даже шокированы. Им может показаться, что смелое вторжение автора в «запретную зону» неприлично…»

Сегодня книг, статей, кинофильмов, лекций на эти «запретные» темы достаточно для того, чтобы каждая женщина об оргазме слышала. А поскольку не на словах, а на деле у нас обеспечена эмансипация женщины и государство очень многое делает для того, чтобы помочь женщине-матери, особенно оставшейся с ребенком или детьми без мужа, то нет ничего удивительного в такой особенности современной семьи, или, вернее, в распаде семьи, — 60–70 % разводов в середине 80-х годов совершались по инициативе женщин.

Женщина не боится остаться без мужа — детей, как правило, присуждают ей, материально она в большинстве случаев обеспечена, так для чего, спрашивается, терпеть мужа-пьяницу, мужа, не сумевшего стать мужчиной или ставшего слишком «активным» мужчиной, мужа-импотента, не способного доставить ей сексуальное удовлетворение…

Важно для семьи и такое социально-биологическое изменение человека, как акселерация физического и физиологического развития, увеличение средней продолжительности жизни, а с ней — и периода половой активности.

Сначала об акселерации. Как указывает А. Зельцлер (1968), первая в мире исследовавшая этот процесс, среди девяти признаков, характеризующих проявление акселерации, наряду с большими массой тела и его длиной, более ранним началом прорезывания зубов и т. д. имеют место следующие два: более раннее появление первых регул (менструаций) у девочек нынешнего поколения по сравнению с поколениями прежних десятилетий, отмечаемое у всех слоев населения; ясно выраженное более раннее половое развитие и у мальчиков.

К сожалению, это не сказывается на созревании социальном, которое, наоборот, в силу ряда причин отодвигается на более зрелый возраст. Было время, когда человек, проучившийся в школе 3–4 года, считался грамотным и вполне мог в самостоятельной жизни обеспечить семью всем необходимым. Сейчас молодым людям требуется среднее образование. Еще лучше, если за плечами ПТУ, техникум или институт.

Однако для этого нужны годы. А кровь уже сегодня, в 14–16 лет, переполняют половые гормоны, уже сегодня многие физиологические функции совершаются на уровне зрелого человека. Наличие своеобразных ножниц между физиологией и социологией, незрелость моральных устоев при зрелости половых инстинктов приводит к существенному конфликту, разрешить который удается далеко не во всех семьях.

Но акселерация затрагивает не только детский и подростковый возраст. А. Зельцлер обнаружила, что явление акселерации обусловливает сдвиг срока наступления климакса у женщины к 50 годам, что означает удлинение детородного периода приблизительно на 8 лет.

Отодвинулось и общее старение организма. Уже в 1962–1963 гг. было установлено (акселерация тогда только делала первые шаги), что возрастные изменения, которые столетие назад считались типичными для 30-летних, теперь характерны для 35-летних.

За прошедшую с тех пор четверть века сдвиги стали более выраженными — и со сроками начала менструаций у девочек, и со сроками наступления климакса (теперь уже последние в значительном проценте случаев приближаются к 60 годам), и с темпами старения. Сегодня уже не пять лет различает одногодков — нашего современника и его деда, а целых десять. Пятидесятилетние чувствуют себя