Литвек - электронная библиотека >> Джей Адамс >> Религиоведение >> Учебник по христианскому душепопечению >> страница 112
Любовь и страх

Человек, который любит, ищет возможности давать; он задает вопрос: «Что я могу еще сделать для любимого?» Человек, который боится, испуганно смотрит на возможные последствия и спрашивает: «Что меня ожидает?» Любовь в отличие от страха «не мыслит зла». Она трудится над сегодняшними задачами, и ей некогда беспокоиться о будущем. Страх же, сосредотачиваясь на будущем, препятствует решению текущих проблем. Любовь ведет к еще большей любви; — выполнение своих обязанностей дает радость, мир и удовлетворение, а также посвящение на большую любовь и труд. Страх же вызывает еще больший страх, так как неспособность выполнить задачи сегодняшнего дня ведет к еще большему страху вновь не справиться с обязанностями.

«Какое странное начало для разговора о страхе! — можете вы подумать. — К чему эти противопоставления любви и страха! Почему бы не противопоставить страху мир, безопасность или хладнокровие?

Ответ на этот вопрос записан в 1Иоан. 4:17, где автор противопоставляет любовь страху и представляет их как взаимоисключающие понятия. Хотя Иоанн и говорит конкретно о страхе перед грядущим судом, утверждая, что любовь Божья и к Богу изгоняет такой страх, все же его слова следует интерпретировать в более широком смысле. Очевидно, Иоанн излагает здесь общий принцип («совершенная любовь изгоняет страх»), применяя его к конкретной ситуации (страх суда). Такой вывод можно сделать на основании того, что он анализирует природу страха и его влияние, имея в виду страх как таковой, а не страх суда, в частности, содержащий в себе элемент страдания.

На одном плакате было справедливо написано: «Страх Божий — это такой страх, который изгоняет все остальные страхи». Враг страха — любовь, следовательно, лучший способ совлечься страха — облечься в любовь. Душепопечители, которые понимают этот основополагающий факт, находятся на «библейском» пути к решению многих проблем, связанных со страхом, включая так называемые фобии.

Каким же образом любовь противопоставляется страху? Обратите внимание на то, что:

Любовь жертвенна — страх требует защиты.

Любовь движется к людям страх убегает от людей. Но душепопечитель должен помнить сам (и убедить в этом подопечного), что любовь сильнее страха, так как она способна его «изгонять». В борьбе со страхом ничто не действует так эффективно, как любовь.

В одних обстоятельствах женщина может упасть в обморок при виде мышки, в других обстоятельствах она не испугается и хищного зверя, нападающего на ее ребенка, которого она любит. Осознанно или подсознательно ее любовь изгоняет страх, когда она бросается навстречу опасности. Итак, любовь гораздо сильнее страха. Человек, страдающий от фобии движения по мосту, услышав об автомобильной аварии, в которую попали его дети, бесстрашно преодолел несколько мостов, движимый желанием быстрее узнать о происшедшем. При этом он не испытал никакого страха. Несколько дней назад он категорически отказался пройти по тем же самым мостам.

Согласно 1 Иоан. 4:19, именно любовь Божья позволяет христианам любить. Соприкасаясь с Божественной любовью, человеческая любовь возрастает (становится «совершенной»). Тот факт, что человек испытывает страх, означает, что его любовь еще не совершенна (18б). Чем больше человек любит, тем с большим дерзновением он приближается к Отцу и тем меньше страха он испытывает перед Ним. Это касается как сегодняшнего дня, так и будущего суда (см. 1 Иоан. 5:14).

Страх и любовь взаимно исключают друг друга. Чем больше страха, тем меньше любви, и, напротив, чем больше любви, тем меньше страха. Но более всего душепопечителя должен утешать тот факт, что любовь гораздо весомее.

Интересно отметить, нигде в Писаниях не сказано, что Иисус испугался. Объяснением этому является Его совершенная любовь.

Страх и наказание

Иоанн пишет, что страх влечет за собой мучение. (В английском переводе Библии — страх «приводит к наказанию». — Прим. редактора). Душепопечитель-христианин, основываясь на библейском тексте, имеет основание возразить Скиннеру, который пытается провести грань между наказанием и закреплением рефлекса. Скиннер использует эвфемизм, чтобы показать различие между наказанием и контролем. Но именно такого контроля человек и боится. Иоанн пишет: «…в страхе есть мучение». Итак, Скиннер ошибается.

Мучение, как следствие страха, пожалуй, больше всего, проявляется в страхе смерти. У смерти есть жало (1 Кор. 15:55–57). Согласно Евр. 2:14–15, не спасенные люди находятся в рабстве у страха смерти (элемент мучения налицо) на протяжении всей своей жизни. Только Христос по Своей любви может освободить из этого рабства (см. также Рим. 8:15). В Нем любовь преодолевает страх. Евангелизм во время душепопечения является основным способом проявления любви, необходимой для преодоления самого большого страха — страха смерти. Возлюбившие Христа уже не имеют нужды бояться Его; они могут иметь «дерзновение» перед Ним в день Суда. Любовь лишает смерть ее жала — страха. Зрелая любовь позволяет христианам смело смотреть в лицо смерти (или ожидать пришествия Господа), радуясь и надеясь на лучшее. (См. Фил. 1:20; 2 Тим. 4:7, 8; 2 Фес. 1:10, 12; 1 Пет. 4:13). Человек, не боящийся смерти, находится на пути к победе над всяким страхом. Вера христиан давала им силы не бояться рыкающих львов, пыток и мужественно переносить различные скорби и лишения (Евр. 11).

Христиане «не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе» (Рим. 8:15). Им более не «страшно впасть в руки Бога живого» (Евр. 10:31). Итак, Христос трижды повелевает не бояться (Мтф. 10:26, 28, 31). Страх в данном контексте есть грех. Павел в Послании к Евреям 13 главе 6 стихе, ссылаясь на Псалом 117, стих 6, подытоживает все вышесказанное: «…Мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»»

Победа любви над страхом

Из вышеприведенных отрывков следует, что страх вытекает из чувства опасности перед Богом или человеком. Закон представляет интерес в том плане, что в нем подчеркивается любовь к Богу и человеку. Любовь к Богу предполагает глубину веры, меру поклонения и служения Ему; любовь к ближнему предполагает отдачу.

В свете вышесказанного душепопечитель-христианин должен определить источник страха и разрушить его посредством покаяния и любви. Откуда берет начало страх? Если подопечный боится Бога, следует исследовать его отношения с Ним. Душепопечитель должен найти ответ на такие вопросы: является ли подопечный настоящим верующим? Имеетли он уверенность в спасении и мире? Есть ли в его жизни грех, прерывающий его отношения с Богом и угашающий радость общения с Ним? (См. Втор. 28:65–67, где описаны ужас и