Литвек - электронная библиотека >> Пол Даффи и др. >> Биографии и Мемуары и др. >> А.Н. Туполев – человек и его самолеты >> страница 3
был бы называть Андреем Иннокентьевичем. Мне это было несколько непривычно, а Андрей и не настаивал. В книге я старался придерживаться принятых на Западе обычаев и по большей части опускал отчества упоминаемых людей.


А.Н. Туполев – человек и его самолеты. Иллюстрация № 3 Пол Даффи (слева) и Андрей Кандалов. Из архива Л.Кандаловой


За три года исследовательской работы, посвященной этой книге, пришлось с сожалением убедиться, что многое останется за пределами текста. Я вполне отдаю себе отчет в том, что некоторые проблемы освещены не совсем так, как хотелось бы. Хотя советская система и претерпела серьезные изменения, потребуется, видимо, еще какое-то время, чтобы информационные стандарты достигли обычного для Запада уровня.

В наибольшей степени это относится к деталям, касающимся производства самолетов. Андрей и я сделали все, что могли, но абсолютно полной картины не получилось. Практически все довоенные архивы Туполева были уничтожены в 1941 году, когда германская армия подошла вплотную к Москве. Таким образом, в книге имеются определенные пробелы. С благодарностью приму любые сведения, дополняющие написанную книгу.

Русская азбука значительно отличается от латинского алфавита, принятого в англоязычных странах. Не исключаю, что в различных главах этой книги внимательный читатель столкнется с разными написаниями одного и того же русского слова или фамилии. Заранее приношу извинения за возможные пропуски при вычитке текста книги.

Пол Даффи, Шэннон, Ирландия, июнь 1995 года

От русского автора

Подружиться с Андреем Николаевичем Туполевым было непросто. Прежде чем доверять кому бы то ни было, он подолгу присматривался. Но однажды поверив в человека, Туполев становился его союзником и полагался на него. Более того, ошибки и просчеты близких ему людей он рассматривал, прежде всего, как свои собственные.

Сильный лидер, привыкший бороться за проекты и замыслы, в которые верил, Туполев умел своей мощью и верностью завоевать надежную поддержку сотрудников и просто друзей. При этом дома он был совершенно иным: в высшей степени семейным и мягким человеком, «домашним», по меткому определению одного из его коллег. Значительную долю собственной силы Туполев черпал от своей супруги Юлии Николаевны, с которой познакомился, подрабатывая «медбратом» в студенческие годы в одной из московских больниц. Они оставались вместе на протяжении всей жизни.

О Туполеве сложено немало легенд. Говорили, что он с одного взгляда на самолет или даже на чертежи мог безошибочно определить, полетит машина или нет. Поражала его способность мгновенно видеть недоработки и предлагать готовые решения. Вот пример: говорят, взглянув на переделанный из истребителя в бомбардировщик Пе-2 конструкции Петлякова, Туполев заявил, что для устойчивости самолету нужно увеличить площадь вертикального хвостового оперения. Именно так оно и оказалось. Перед первым полетом нового самолета Туполев, бывало, проходил по взлетно-посадочной полосе, указывал точку отрыва от земли и, по свидетельству очевидцев, никогда не ошибался. Он мог взглянуть на технический проект и сразу разглядеть слабые места в конструкции, даже если проект был едва связан с авиацией. Эти качества Туполева объясняют сочетанием таланта, профессионального мастерства, опыта и природного «чутья».

Туполев был умелым руководителем коллектива и организатором проектно-конструкторской работы. Подчиненные были для него продолжением семьи: он помогал им решать самые разнообразные жизненные проблемы, связанные с новым жильем, хорошим лечением, иногда просто улаживал ссоры.

В задуманное Туполев вкладывал всю свою душу, не сдаваясь до полного завершения дела. Профессионализм и трезвость суждений плюс скрупулезность снискали Туполеву уважение не только в Советском Союзе, но и во всем авиационном мире.

А. Кандалов.

Москва, 1995


А.Н. Туполев – человек и его самолеты. Иллюстрация № 4 В полете один из первых планеров конструкции Туполева. Из собрания М.Саукке

Андрей Николаевич Туполев

Андрей Николаевич Туполев появился на свет в родном доме на хуторе Пустомазово вблизи города Кимры на северо-западе России 29 октября (10 ноября по новому стилю) 1888 года. Кроме Андрея, детей в семье Туполевых было еще шестеро: старшие – два брата и три сестры, и младшая сестра.

Отец семейства Николай Иванович Туполев был родом из сибирского Сургута и происходил из казаков. После окончания гимназии в Тобольске он стал учителем и преподавал арифметику и геометрию. Проработав несколько лет, Николай Иванович решает учиться дальше и поступает в Московский университет. Но в Москве, оказавшись участником студенческих волнений, orf попадает под надзор полиции и вынужден расстаться с учебой. После отчисления Н.И.Туполев отправляется в Тверскую губернию и поступает на службу нотариусом при уездном суде города Карчевска. Спустя некоторое время Николай Иванович вновь круто меняет образ жизни, покупает участок земли на хуторе Пустомазово и начинает крестьянствовать. Мать А. Н. Туполева Анна Васильевна Лисицына родилась в 1850 году в Торжке в семье судебного следователя и окончила гимназию в Твери. Она владела французским и немецким языками, играла на фортепьяно.

С раннего детства Андрей Николаевич увлекался моделированием, научился делать домашнюю мебель. При поддержке родителей, которые всячески поощряли эти занятия, Андрей не без успеха развивает свои навыки. В возрасте тринадцати лет он поступает в Тверскую гимназию – ту самую, в которой в свое время училась Анна Васильевна. Учителя не заметили в мальчике никаких особых талантов, за исключением, разве что, увлечения астрономией. К моменту окончания гимназии летом 1908 года Андрей твердо решил, что пойдет «по технической части». Он подал заявления сразу в два высших учебных заведения и после успешной сдачи вступительных экзаменов был принят в оба: Императорское Московское техническое училище (ИМТУ) и Институт инженеров железнодорожного транспорта. Выбор пал на ИМТУ, и об этом Туполев не жалел: уже в конце первого курса он признавался друзьям, что учеба далеко превзошла все его планы и ожидания.

Осенью 1909 года в ИМТУ начиналось чтение нового курса – аэродинамики. Читал предмет Николай Егорович Жуковский. Спустя несколько месяцев под руководством Жуковского было сформировано в училище новое отделение. Уже в апреле 1910 года в стенах ИМТУ прошла первая воздухоплавательная выставка, организованная студентами. Среди экспонатов были масштабная