ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Джеймс Джордж Фрэзер - Золотая ветвь. Исследование магии и религии - читать в ЛитвекБестселлер - Яся Недотрога - ЛАЕВ 4 (СИ) - читать в ЛитвекБестселлер - Марина Суржевская - Совершенные - читать в ЛитвекБестселлер - Суджата Масси - Малабарские вдовы - читать в ЛитвекБестселлер - Серж Винтеркей - Антидемон. Книга 2 - читать в ЛитвекБестселлер - Серж Винтеркей - Антидемон. Книга 3 - читать в ЛитвекБестселлер - Серж Винтеркей - Ревизор: возвращение в СССР 3 - читать в ЛитвекБестселлер - Серж Винтеркей - Антидемон. Дилогия (СИ) - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Эксперт Журнал Эксперт >> Публицистика >> Эксперт № 28 (2013) >> страница 3
попасть в Госдуму. Поэтому система связи между партией и избирателем не выстраивается».

Затронул Вячеслав Володин и проблему участия в системе новых партий, которые зарегистрировались по облегченным правилам 2012 года. С тех пор было избрано 55 тыс. членов муниципалитетов, но ни одного представителя новых движений. 8 сентября — очередная возможность заявить о себе, но пока этот политический фрагмент выпадает из целостной политической картины. Старые партии жалуются на партии-спойлеры, которые размывают электорат, используя годами наработанный имидж и названия завсегдатаев; новые же просят у Кремля денег и равного доступа к СМИ. Возможно, становление этой предельно либеральной партийной модели еще потребует времени. 8 сентября из 72 официально зарегистрированных Минюстом партий лишь 27 выставили своих кандидатов в органы местной власти.

На встрече зашла речь о деле мэра Ярославля Евгения Урлашова , который был арестован по подозрению в коррупции. Вячеслав Володин напомнил, что год назад во время выборов именно администрация президента не допустила снятия Урлашова с дистанции. Но оппозиционность не предполагает иммунитета от преследования за коррупционные преступления.


Антикоррупционная кампания

Дело Урлашова — еще одно показательное событие, характеризующее изменения в политической системе страны. Напомним, мэра Ярославля задержали 3 июля. По данным следствия, в период с декабря 2012 года по 2 июля 2013-го градоначальник с помощниками вымогали у директора коммерческого общества Сергея Шмелева взятку в размере 14 млн рублей. Один из задержанных согласился на сотрудничество со следствием. Своей вины мэр не признает, он считает дело сфабрикованным и политически мотивированным.

Красок этому процессу придает, безусловно, оппозиционность Урлашова, который чуть более года назад одержал победу на мэрских выборах над претендентом от «Единой России», а недавно возглавил список кандидатов в депутаты Ярославской областной думы от партии «Гражданская платформа». Михаил Прохоров, к слову, своего однопартийца не бросил, лично прибыл в Ярославль, правда, ничем особым там не запомнился. Блогосфера оказалась куда более активной: брошен клич «Оппозиционера бьют!». Так на сцене появилась новая жертва системы.

Эксперт №  28 (2013). Иллюстрация № 5

Вслед за муниципальным фильтром Алексею Навальному предстоит преодолеть еще один — судебный

Фото: ИТАР-ТАСС

Собственно, весь политический капитал Урлашова построен на борьбе с этой самой системой, подчас совсем не корректной. Многие впервые услышали эту фамилию в СМИ едва ли не сразу после трагедии с хоккейной командой «Локомотив» 7 сентября 2011 года. Урлашов утверждал, что самолет с игроками потерпел крушение, поскольку вся полоса аэродрома была заставлена техникой для приема высоких гостей из Москвы. Ни очевидцы, ни официальное следствие эту версию не подтвердили. Но новость разошлась быстро, политические очки были набраны.

После победы на мэрских выборах в Ярославле Урлашов продолжил активную политическую кампанию: жаловался президенту на региональные власти и боролся с местным муниципалитетом, который за первый год правления городом вынес мэру оценку «неуд». Как чиновник он запомнился массовым сносом ларьков, ремонтом десятка улиц и регулярными служебными командировками в такие экзотические страны, как Иран или Коста-Рика.

Проблему доказательства коррупционных дел Урлашова оставим следствию, однако в любом случае хочется призвать оппозицию быстрее снимать розовые очки и более прагматично оценивать чистоту своих рядов. Тем более что в ближайшем будущем количество подобных якобы политических дел может увеличиться в разы.

Во-первых, антикоррупционная кампания очевидно вышла за пределы столицы. Это уже не точечные спецоперации, как в 2007 году в Ставрополе или в 2006-м в Самаре, когда у прокуратуры внезапно возникли претензии к мэрам от «Справедливой России». Градоначальники пустились в бега, а избирательность направленности силовой акции позволила предположить давление на оппозицию.

Сегодня претензии у следователей к мэрам и высокопоставленным чиновникам регионов возникают чуть ли не еженедельно, и подавляющее большинство подозреваемых — представители «Единой России». Вот лишь несколько последних инцидентов: задержание, казалось бы, всесильного мэра Махачкалы Саида Амирова (организация убийства и иные преступления), арест мэра южноуральского Троицка Виктора Щекотова (подозрение на взятку и участие в ОПГ), предъявление обвинения главе города Лесосибирска в Красноярском крае Борису Золину (вымогательство денег у бизнесмена на партийные нужды).

Эксперт №  28 (2013). Иллюстрация № 6

Опросы ВЦИОМ дают Андрею Воробьеву 47% популярности от общего числа жителей региона

Фото: ИТАР-ТАСС

В то же время российское политическое пространство становится все более конкурентным, к власти все чаще приходят представители оппозиции, а оппозиционность далеко не всегда является синонимом профессионализма и бескорыстия. Более того, при всех претензиях к партии большинства именно в «Единой России» сосредоточена основная часть эффективных и проверенных управленческих кадров. А качество, особенно в нашей российской политике, — вещь ограниченная. «Поэтому не исключено, что мы будем сталкиваться с очень неожиданными, ироническими превращениями лозунга по поводу “жуликов и воров”, — считает Алексей Зудин. — В условиях тех перемен, которые происходят с “Единой Россией”, с учетом того, что она все больше погружается в реальную конкурентную среду, у нас будет все больше оснований прикреплять этот штамп совсем к другим партиям, в которых будет происходить естественная концентрация лоббистов, мошенников или просто безответственных людей».


Неустойчивая платформа

Кстати, именно «Гражданская платформа» Михаила Прохорова показывает самый яркий пример безответственного подхода к формированию региональных представительств и борьбе за свой имидж. Поэтому совсем не удивляет дело Урлашова, который считался, пожалуй, самым сильным представителем немосковского филиала партии. Так что в ближайшее время Прохорову, по-видимому, придется совершить не один «спасательный» вояж в регионы.

Разворачиваются судебные баталии в Дзержинске, где бывший мэр Виктор Сопин требует считать незаконным решение гордумы признать его работу неэффективной и отправить в досрочную