Литвек - электронная библиотека >> Константин Эдуардович Циолковский и др. >> Научная Фантастика и др. >> У светлого яра Вселенной >> страница 142
звезда» стала основой для всей советской научной фантастики. Социальная направленность была первейшим условием рассказа о необыкновенных выдумках и открытиях.

В отличие от Нарсима из романа В. Левшина герои романа А. Беляева «Звезда КЭЦ» отправляются на Луну в «настоящем» корабле — ракетном, космическом. Но, заметим, при этом они размышляют об изучении не только «ночной красавицы» Луны. Это как бы пройденный этап. Ведь уже создана руками умельцев и сверкает новая звезда — КЭЦ. Что же она собой представляет?

Вернувшиеся с неба «межпланетные путешественники», приняв сердечно пожелания землян: «Будьте здоровы!» — после посадки отвечают просто и буднично:

«— Искусственный спутник Земли. Надземная станция-лаборатория и ракетодром для ракет дальнего межпланетного сообщения».

А с этой земной звездочки-спутника уже и рукой подать до светлого яра Вселенной, а с него — старт в необъятное. Как не засомневаться тут в вечности известного афоризма! И не в этом ли суть покорения пространства и времени нашими будущими потомками? Лунный и такой земной роман А. Беляева заканчивается очень символично:

«…мой сын поет «Марш Звезды КЭЦ». Сколько раз я рассказывал ему о своем путешествии! Теперь он только и мечтает о том, как полетит на Звезду, когда вырастет большой. И он, наверное, будет жителем звезд».

А. Беляев пишет о счастливом космосе. Его герои — убежденные романтики. Однако овладеть современной техникой, поставить науку на службу злу могут другие люди, тоже живущие в этом мире и тоже весьма своеобразные романтики, но «золотого тельца», наживы и чистогана. Об этом предупреждает, точнее напоминает нам А. Н. Толстой в рассказе «Союз пяти», стремясь не допустить темного пятна на прекрасном лике земной спутницы.

Автор беспокоится за судьбу научных открытий, которыми могут воспользоваться бесчестные люди в целях личного обогащения за счет других. Конечно, как мы знаем, долбить снарядами с нитронафталином и затем расколоть Луну, чтобы она «шлепнулась на Землю», вряд ли возможно. Однако «мечтатели» посеять страх, создать хаос «падением Луны» и иод прикрытием случившегося ограбить целый мир находились уже и тогда. Они были не только противниками революционных преобразований в нашей стране, но и врагами своих предков, отцов, матерей и детей, самих себя и своего же будущего. Правда, почему-то представляли себе, что порожденная злым гением катастрофа минует их самих. А наиболее «дальновидные» из сторонников устройства всего мира по системе Тейлора спустя некоторое время предложили даже начать продажу участков на Луне, так сказать, для самостоятельных изысканий, пока, наконец, наука не поставила иод сомнение целесообразность подобных коммерческих космических операций. Маньяки хаоса, как мы знаем, на этом не успокоились и сегодня мечтают задействовать и Луну для «звездных войн». Поэтому предупреждения Алексея Толстого и сегодня звучат остро и современно.

Пульс науки все отчетливее ощущался в нашей литературе и в полную силу дал о себе знать в творчестве замечательного советского писателя Ивана Антоновича Ефремова. Повесть «Звездные корабли» открыла первую страницу в истории советской космической фантастики в ее современном виде. Наивно-романтические представления о звездах и планетах, далеких галактиках, обожествление загадочных небесных явлений навсегда ушли в прошлое. Их сменила еще более привлекательная романтика научного поиска и открытий. Поистине захватывающе выглядит теория движения солнечной системы в пространстве и сама мысль о гигантских «звездных кораблях», бороздящих просторы Вселенной. И, конечно же, нельзя не затаить дыхания перед «фактическим» доказательством пребывания на Земле в очень далекие времена «небесного зверя или человека». Повесть И. Ефремова дает нам такую редкую возможность. И дело не только в гипнотическом очаровании вполне реальной догадки: «Они были!..» — а в том духе, прекрасном взлете воображения, которые догадка будит во всех нас.

Казалось, еще совсем недавно маленький человек с мольбой обращался к всевышнему за помощью, робко, с надеждой взирал на Луну и звезды, потом осторожно ступал из тьмы в мечтах по серебряной тропе к восходу Солнца и знаний. Он набирался опыта, обогащался трудом, крепнул мыслью. Но в нем рос дух вдохновенного первопроходца. Выйдя по заветной тропе к светлому яру Вселенной, человек как бы краешком глаза заглянул в бездну звезд и убедился, что путь к неизведанному вечен, а познание безгранично.

Именно об этом нам и хотелось рассказать в этой книге.

Д. Зиберов

Комментарии

Василий Алексеевич Левшин
(1746–1826)
Известный русский писатель, переводчик, ученый.

Первая книга Левшина — «Загадки, служащие для невинного разделения праздного времени» — вышла в 1773 году. Всего им написано около 90 сочинений — романы, сказки, драмы, комедии, басни, руководства по сельскому хозяйству, лечебники, книги по домоводству, охоте. Наибольшей популярностью пользовались такие его работы, как сборник «русские сказки» с былинными героями Алешей Поповичем, Тугарином Змеевичем, Добрыней и перевод огромного немецкого труда «Хозяин и хозяйка» в двенадцати томах.

Основное художественное произведение Василия Левшина — «Утренники влюбленного» (1779), посвященное его будущей жене и затем матери его шестнадцати детей — Федосье Степановне Казяевой.

«Новейшее путешествие, сочиненное в городе Белеве» было впервые напечатано в «Собеседнике любителей российского слова» в 1784 году, чч. 13–16. По этому изданию публикуется отрывок из первой половины утопии («Собеседник любителей российского слова», ч. 13, с. 138–166; ч. 14, с. 5—14) и небольшой фрагмент из ее заключительной части (ч. 16, с. 38–45; 49–53).

Произведение Василия Левшина продолжает древнюю литературную традицию «воздушных инопланетных путешествий», навеянных в основном мифологическими представлениями человека античного мира. Сюжеты этих мифов были трагическими, например, у греческого драматурга Еврипида, жившего в V веке до н. э., комическими, пародийными, как, например, у его знаменитого современника — комедиографа Аристофана. Греческий сатирик Лукиан, живший во II в. до н. э., тоже отправил своих героев на Луну.

Ближе к Левшину по времени написания «Человек на Луне, или рассказ о путешествии туда, совершенном Доменико Гонзалесом» (1638), автором которого был шотландский епископ Френсис Годвин, и «Иной свет, или Государства и империи Луны» (1657) Сирано де Бержерака.

Читателям Древней Руси были хорошо знакомы фольклорные и литературные произведения об