Литвек - электронная библиотека >> Антони Смит >> Путешествия и география >> Две горсти песку >> страница 60
промежуточной посадке, когда камера сорвется к нам в гондолу? И как быть с непреложным техническим фактом, что искажение перспективы широкоугольником, который придется поставить, превратит слона на земле в тлю? Мы так и не применили дистанционного управления для киносъемки, но в последнем перелете успешно использовали этот способ для фотографирования: поднимали вверх на алюминиевом шесте 35-миллиметровую камеру (объектив 24-миллиметровый «Иско Вестрогон») и особым приспособлением спускали затвор. Но и этот шест был опасен для людей в полете. Видимо, единственный выход — снимать гондолу и землю телевиком с другого, сопровождающего шара. А это почти невозможно.

И четвертая проблема, присущая не только съемке с шара, но и всякой съемке, когда оператор не выступает в роли постороннего скрытого глаза, а является членом отряда. В этом случае, когда происходит что-нибудь драматическое или опасное, оператор обычно бросает камеру и помогает товарищам; в итоге самые волнующие эпизоды оказываются незаснятыми. Так было с нами. Когда лопнули стропы в Занзибаре, когда шар едва не разорвала в клочья внезапная буря в Маньяре, когда в полете над огромным стадом буйволов запутался гайдроп, когда мы раз за разом ударялись о землю на гряде Нгонг, нам было не до съемок, мы дружно тянули стропы или молились богу. Выход прост. Берите с собой такого оператора, который будет нажимать спуск, даже если кругом будут ломаться руки-ноги. Идеального, аморального, бесстрастного оператора с одной-единственной функцией. Но экспедиция с таким участником вряд ли доставит радость остальным ее членам. Такой человек готов ради хорошего кадра удушить собственную бабушку.

Головоломное предприятие, известное под названием посадки, этот неоспоримо драматический элемент всякого полета на воздушном шаре, нам удалось заснять несколько раз (в Маньяре полностью, в остальных случаях частично). Здесь все решают нервы и трезвый ум оператора. От него требуется, чтобы он был готов, стоя в этакой бельевой корзине и держась только за свою камеру, упасть на землю со скоростью около тридцати километров в час. Это испытание не для новичков. Когда мы потом просматривали отснятый материал, было очень увлекательно наблюдать, в какую секунду, к счастью для оператора, его нервы сдавали: вдруг в кадре появлялась часть стремительно надвигающегося сухого дерева или густые заросли, поглощающие гондолу, и все это сменяла пустота. В перелете из Найроби мы не снимали посадку, так как за неимением балласта сбросили пленку. Подводя итог, выражу свое мнение, что съемки из гондолы воздушного шара — дело нелегкое, зато очень интересное.

В. Съемка животных

Мы очень много снимали животных на земле. Тут нужна особая техника, предполагающая знание повадок животных, быструю реакцию и толику удачи. Большинство зверей не боится человека, сидящего в автомашине (она перебивает его запах), поэтому можно очень близко подъехать к львам, носорогам и другим крупным животным. Мы установили «Аррифлекс» на головке «Миллер», которая почти постоянно была укреплена на дверце лендровера со снятым стеклом. Это обеспечивало высокую подвижность камеры, она всегда была наготове и находилась на наиболее выгодной для съемки животных высоте. Не годится снимать с треноги, установленной в кузове лендровера или, что еще хуже, на его крыше.

Нам удалось получить немало интересных кадров крупных животных, но много возможностей мы упустили. В кратере Нгоронгоро Антони Смит озадачил льва, едва не наступив на него, но я ничего не успел снять, потому что находился за спиной Антони и никак не ожидал такой сцены. Не пришлось мне снять и львицу, которая шла следом за мной вокруг палатки в Серенгети, — в камере был не тот объектив! Где бы ни находился оператор в гондоле воздушного шара или в двух метрах от хищного зверя, нельзя, чтобы объект съемки влиял на него.

Фотографии


Две горсти песку. Иллюстрация № 4 Проверять оболочку иногда приходится и вот так

Две горсти песку. Иллюстрация № 5 Подвеска гондолы перед первым полетом

Две горсти песку. Иллюстрация № 6 Солдаты помогают экипажу занять свои места

Две горсти песку. Иллюстрация № 7 Старт со спортивной площадки школы. Курс на Африку

Две горсти песку. Иллюстрация № 8 С нами летел лемур

Две горсти песку. Иллюстрация № 9 Чего больше — любопытства или страха? — в ее глазах

Две горсти песку. Иллюстрация № 10 В полете нужно постоянно следить за альтиметром

Две горсти песку. Иллюстрация № 11 Примерно через полчаса после старта мы прощались с рифами Занзибара

Две горсти песку. Иллюстрация № 12 Приземление в районе Багамойо

Две горсти песку. Иллюстрация № 13 Заправка шара. Вдали растет грозовая туча

Две горсти песку. Иллюстрация № 14 После посадки в Маньяре наземная команда нашла нас довольно легко

Две горсти песку. Иллюстрация № 15 Блуждающие пески у самой границы Серенгети

Две горсти песку. Иллюстрация № 16 Не все соглашаются позировать, как эти двое

Две горсти песку. Иллюстрация № 17 Две горсти песку. Иллюстрация № 18 Серенгети. Зонтичные акации, безбрежные просторы, стада антилоп

Две горсти песку. Иллюстрация № 19 Завтрак в Серенгети

Две горсти песку. Иллюстрация № 20 У этих тоже

Две горсти песку. Иллюстрация № 21 Каждый полет нам казался волшебством

Две горсти песку. Иллюстрация № 22 Посадка в Нгоронгоро происходила не по учебнику

Две горсти песку. Иллюстрация № 23 Надвигается буря

Две горсти песку. Иллюстрация № 24 После приземления

Две горсти песку. Иллюстрация № 25 В воздухе над Рифт-Вали

Две горсти песку. Иллюстрация № 26 Старт. Ален спешит заснять торжественный момент

Две горсти песку. Иллюстрация № 27 Идем над акациями