Литвек - электронная библиотека >> Владимир Васильевич Мавродин >> История: прочее >> Очерки истории Левобережной Украины (с древнейших времен до второй половины XIV века)

В. В. Мавродин Очерки истории Левобережной Украины (с древнейших времен до второй половины XIV века)

Предисловие

Разработка истории народов, населяющих Великий Советский Союз, только лишь начинается, и в этой области исследователям предстоит еще очень большая работа.

История украинского народа разработана, пожалуй, едва ли не больше, чем история других народов СССР, но и Украина ждет еще своих исследователей, которые смогли бы на основе марксизма-ленинизма осветить малоизученные этапы истории украинского народа, пересмотреть старые и привлечь новые источники, заново поставить ряд вопросов и создать серьезную монографическую литературу, посвященную истории Украины.

Данная работа преследует своей целью обрисовать историю одной из частей Украины, а именно Днепровского Левобережья, с древнейших времен и до второй половины XIV в., т. е. до захвата Левобережной Украины Литвой.

Существующая литература, прямо или косвенно касающаяся истории Левобережной Украины, древней Чернигово-Северской земли, очень незначительна и удовлетворить нас не может.[1] За редкими исключениями и то лишь частично, она безнадежно устарела и не только по своим установкам, но и по привлеченному материалу и источникам.

Трудно открыть какой-либо новый документ, относящийся к древней Руси, датируемый IX–XIV вв., и я в своей работе привлекаю не новые, а малоизвестные и малоизученные письменные источники, дающие возможность по-новому подойти к разрешению ряда проблем и осветить наиболее темные вопросы истории Левобережной Украины, которые на основе одних лишь общеизвестных и распространенных документов разрешить не удается.

В гораздо большей степени мной привлекается археологический материал, и вещественные памятники, наряду с лингвистическими материалами, служат серьезным подспорьем к историческому документу.

Как видно из самого изложения, я попытался поставить и в какой-то мере подойти к разрешению ряда вопросов (например, о древнейшем населении Днепровского Левобережья и о его связи со славянами, об этногенезе славян, о разложении первобытнообщинного строя и развитии феодализма, о роли Хазарского каганата и тюрко-яфетических племен лесостепной полосы и степей Причерноморья в жизни и быте населения Левобережья, о формировании украинской народности на территории древней Северской земли, о наиболее слабо изученном времени татарского владычества на Украине и др.), не затронутых или неправильно разрешенных моими предшественниками: П. Голубовским, Д. Багалеем, В. Ляскоронским, М. Грушевским, Р. Зотовым и др.

Систематическое и тщательное изучение отдельных областей Украины мне кажется необходимым, и тогда, когда мы будем располагать рядом таких работ (Левобережье, Правобережье, Галиция и др.), возможно будет создать капитальную советскую «Историю Украины».

Моя работа ставит своей задачей на основе марксистско-ленинского учения, используя все виды источников, продвинуть вперед дело изучения истории Левобережной Украины, и если она может послужить материалом для создания подробной и полной истории украинского народа, я считаю свою цель достигнутой.

Глава I Географический очерк Северской земли

1. Границы Северской земли

Определение границ Северской территории представляет большую трудность, и в некоторых случаях установление точных рубежей, как например на юго-востоке, вообще невозможно.[2] Неясность указаний летописи и отсутствие дополнительных данных, позволяющих проверить то или иное указание летописного источника, вызвали серьезные разногласия среди исследователей.

Мы прежде всего остановимся на вопросе о границах земель, занятых тремя племенами, жившими в Северской земле до половины XIII в., и главным образом на границах самой Северской земли.

«Повесть временных лет», говоря о расселении славянских племен по Восточноевропейской равнине, указывает:

«…а друзии седоша по Десне, и по Семи и по Суле и нарекошася Север».[3]

Территория, занятая северянами, по данным археологических работ Д. Я. Самоквасова,[4] А. А. Спицина,[5] Б. А. Рыбакова,[6] П. С. Рыкова,[7] Дмитрюкова,[8] Сперанского[9] и др., была расположена по бассейну рек: Десны (за исключением ее верхнего течения, занятого вятичами), Сейма и Сулы. Центром северянских погребений являются Черниговская и Курская области, части Полтавской и Харьковской. Правда, в двух последних областях славянские погребения несколько отличаются от северянских. Это отличие в характере захоронений дало повод усомниться в их северянском происхождении как крупнейшему знатоку северянских древностей Д. Я. Самоквасову, так и позднейшим исследователям. Эти последние исходили в своих доказательствах несеверянского происхождения населения Переяславльской земли (расположенной главным образом на территории Харьковской и Полтавской областей) как из данных археологических раскопок, так и из исторических данных. Так поступает А. Андрияшев.[10]

Этим вопросом в дальнейшем мы займемся подробнее, но необходимо отметить, что среди северянских погребений на собственно северянской территории встречаются погребения радимичского типа, тянущиеся узкой полосой с северо-запада на юго-восток. Захоронения радимичей открыты раскопками Рыкова, Сперанского, Самоквасова, систематизированы и дополнены Рыбаковым. Таким образом выходит, что даже собственно северянская земля была населена не только северянами, но и другими славянскими племенами. Поэтому-то и трудно говорить о каких-либо точных границах территории северян.

Но ориентировочно рубежи северянской земли все же можно наметить. На западе ее естественной границей был Днепр, отделяющий северян от полян. Правда, уже в период существования Киевского княжества узкая полоска земли на Левобережье у Киева от Устья и приблизительно до параллели летописного Моровийска отделяла северян от течения Днепра, но это был, скорее, политический, чем племенной рубеж.

На северо-западе соседями северян были радимичи. Крайними северо-западными пунктами поселений северян, по линии с северо-востока на юго-запад, были современные Колчин (близ Жиздры), Левинка (у Стародуба) и Медведевка на р. Снови, находящаяся уже на радимичской территории. Далее линия северянских погребений поднимается вновь к северо-западу и в с. Курганье, в районе Речиц, резко поворачивает к югу.

У Колчина северянские поселения соприкасались не только с поселениями радимичей, но и вятичей. Находящийся на юге от Колчина Брянск со своим