Литвек - электронная библиотека >> Аркадий Михайлович Чикин >> Военная история и др. >> Морские дьяволы >> страница 3
туже тему Б. Лорини (1597). Р. Флюдд в 1617 году опубликовал в одной из работ данные об аппарате, принцип действия которого также не отличался оригинальностью, так как он заключался в использовании дыхательной трубки, закрепленной на поверхности воды поплавком Автор прошел этот путь самостоятельно и убедился в его полной бесперспективности.

Поиск рациональных путей обеспечения жизнедеятельности человека под водой продолжался.

В 360 году до н.э. Аристотель в труде «Проблемата» упоминает об оригинальном дыхательном устройстве, или прообразе водолазного колокола. По его мнению, он представлял собой мешок с воздухом, который опускается к ныряльщику под воду и удерживается постоянно в вертикальном положении. Аристотель полагал, что подобным изделием пользовался Александр Македонский (Александр Великий) при осаде Тира По сути, это первое упоминание в известных рукописных материалах об оборудовании типа водолазный колокол.

Немецкий писатель Кьезер (1405) оставил в своих бумагах описание водолазного оборудования, состоящего из кожаной куртки и стального шлема с двумя стеклянными иллюминаторами. Костюм для лучшей герметизации был подбит губкой. Шлем соединялся кожаной трубкой с воздушным мешком. В анонимной рукописи на немецком языке, обнаруженной через 25 лет после заметок, оставленных Кьезером, был найден рисунок водолаза, одетого в очень похожее снаряжение.

Примерно в 1450 году известный итальянский математик Д. Мариано (Таккола) описал достаточно странного вида водолазное оборудование, которое представляло собой кожаный мешок, одетый на голову человека

Великий художник, математик, человек, обладавший широкими познаниями в области многих наук, Леонардо да Винчи (1452—1519) в записных книжках оставил человечеству оригинальные эскизы различного подводного снаряжения. Прежде всего, заслуживают внимания рисунки дыхательной трубки-шнорхеля, пловца в маске с воздушным мешком на груди, ручные плавники с искусственными перепонками между пальцами, достаточно полное описание водолазного костюма, балластных мешков, наполненных песком, которые опорожнялись при подъеме на поверхность воды. Кроме этого, в записях можно обнаружить эскизы спасательного оборудования. В течение длительного времени рисунки Леонардо да Винчи лежали невостребованными в архивной тиши и увидели свет только через несколько веков после его смерти.

Тем временем человеческая мысль не дремала. Желание продлить свою жизнь под водой всеми немыслимыми методами многих толкала на смелые и отчаянные поступки, граничащие, по мнению некоторых современников, с безумием

В 1538 году в г. Толедо на реке Тахо (Испания) прошли первые испытания водолазного колокола. Голландец Корнелиус ван Дреббель в 1620 году построил первую действующую подводную лодку. Через 40 лет немецкий физик Штурм изготовил водолазный колокол высотой 4 метра, свежий воздух в котором обеспечивался уникальным способом—разбитием закупоренных бутылок под водой. Штурм глубин становился предметом все более тщательного изучения многими талантливыми людьми своего времени.

Исторические источники свидетельствуют, что к 1675 году в России водолазы начали формироваться как профессиональная группа. В письме Патриарха Иоакима царю Алексею Михайловичу подчеркнуто, что «водолазные люди» на Руси активно используются на государственных и монастырских работах. В это лее время началось применение в практике подводных работ водолазного колокола.

Пройдет 44 года, и в 1719 году крестьянин подмосковного села Покровское (в последующем Покровское-Рубцово),

Ефим Никонов предложит первое автономное водолазное снаряжение. Одновременно русский самородок создал проект «потаенного судна» (т.е. подводной лодки) под названием «МОРЕЛЬ», с которого, по его замыслу, и должны были действовать подводные пловцы в изобретенном им оборудовании. Осенью 1720 года в присутствии царя прошли не совсем удачные испытания корабля. После второго погружения лодка не всплыла без дополнительной помощи. Аварийная ситуация еще более убедила Никонова в необходимости создания автономного водолазного снаряжения. Он предложил Адмиралтейств-коллегий простейший скафандр, который предполагался к использованию для скрытого покидания корабля под водой с целью выполнения работ и диверсий на неприятельских судах. Водолазы должны были выходить из лодки через специальную шлюзовую камеру, представлявшую собой, по сути, водолазный колокол. Описание снаряжения, говоря словами первоисточника, сводилось к следующим характеристикам:

«А для хода в воде под корабли надлежит сделать для каждого человека юхотных кож по два камзола с штанами, да на голову по обшитому или обивному кожею деревянному бочонку, на котором сделать против глаз окошки и убить свинцом скважинами и с лошадиными волосами, и сверх того привязано будет для грузу к спине по пропорции свинец или песок, и когда оное исправлено будет, то для действия к провертке и зажиганию кораблей сделать надобно инструменты особые...»

Шлем водолаза Никонова, задуманный им в виде бочонка, имел два окошка и мог быть дополнительно оборудован кожаным шлангом для дыхания отсечным воздухом из лодки «самотеком». Решение получалось оригинальным и простым как все великое. С целью обеспечения дыхания водолаз поднимался на палубу лодки. Из-за перепада давления по высоте, равной двум метрам, воздух поступал с хорошим напором под шлем Одновременно Никонов разработал автономное водолазное снаряжение. На спине и груди водолаза располагались мешки с воздухом. Разумеется, время пребывания под водой с таким аппаратом было небольшим и его использование могло сыграть, скорее всего, ни сколько военное значение, как психологическое.

После смерти Петра I финансирование проекта было продолжено, несмотря на преследующие его неудачи. Екатерина I, унаследовавшая престол, поддержала строительство нового судна Никонова «без всякого замедления», но после прихода на трон Петра II флот стал приходить в упадок. Никонов в 1728 году лишен звания корабельного мастера и под конвоем отправлен на астраханскую верфь, где исполнял обязанности водолазного специалиста, а потом и вовсе был удален от дел.

К тому времени на Руси в портах работали так называемые «вольные водолазы» со своим индивидуальным снаряжением Их услугами пользовались верфи и адмиралтейства. В начале XVIII века «вольные водолазы» начали организовывать первые бригады. Однако на флот водолазное снаряжение стало поступать только в 1861 году. А с апреля 1882 года в Кронштадте при минной части заработала первая в России водолазная школа. Ее основателем стал