Литвек - электронная библиотека >> Олег Николаевич Верещагин >> История: прочее >> О Совке >> страница 2
честный подсчёт даёт не более 700 тысяч убитых в боях — меньше, чем у Германии, Франции, Австро-Венгрии, Англии… Территориальные? А что мы такого потеряли уж? И не мы ли были единственной страной Антанты, чьи солдаты и побывали на территории всех стран Четверного Союза — и в конце войны стояли на землях двух из них? Все остальные фронты были примерно равны Русскому по протяжённости — и наша армия к 1916 году удерживала больше половины вражеских сил (30 % немецких, 60 % австро-венгерских, 70 % турецких сил, две болгарские дивизии… Могут сказать — ага, немцы-то, самый опасный враг, на 2/3 сражались на Западе! Да ради бога, брал бы запад себе и 60 % австрийцев, если уж мы начали считаться пирожками! И рубился бы геройски вообще без нас! Но он даже на 70 % турок не очень-то соглашался…) Так что…

Про Гражданскую они тоже врут, кстати. Зверства красных были куда покруче зверств белых, «проклятое офицерьё» к 1918 году в основном вышло из выслужившихся солдат или добровольцев-интеллигентов, никаким интервентам Колчак Россию не продавал — а те не спешили белым помогать… Кстати, я сам непременно воевал бы за белых — просто потому, что не люблю сморкающийся в рукав сброд, да ещё и руководимый записными русофобами. Но при этом в 30-х годах у Сталина не было бы верней почитателя, чем я.

Знаю, знаю. Трудно понять и разобраться. А вот так. Вот такая она — жизнь…

…И не была та Россия ни Тюрьмой Народов, ни беспросветно нищей и безграмотной страной… Ну вот не была, простите. Обычная капстрана второго эшелона. Все прелести тогдашней жизни — от тех же массовых голодовок до неграмотности — мы можем найти — где больше, где меньше — во всех европейских странах. Увы. Даже в Англии и Германии. В принципе, если непредвзято — то русский рабочий на заводе мог зарабатывать по 50–80 рублей в месяц (при прожиточном минимуме в 14 или в 22 рубля, не помню точно) и особо не плакаться, в выходные (два в неделю) слушая канареечку у самовара в личном домике с садиком-огородиком. Учителя имели свои квартиры, средний класс (да и многие рабочие, и кое-кто — да-да! — из крестьян!) катался за границу. Крестьяне, кто похватче, тоже богатели себе и богатели.

Короче — обычная европейская страна типа Бельгии или Франции.

Правда, тут вопрос — хотели ли наши Настоящие Императоры видеть Россию «обычной европейской страной»? И проблема — это был потолок, который мог дать людям мир капитализма.

Вообще ведь капитализм парадоксально уныл и бесплоден. Он постоянно ворует идеи — от христианской до — да-да! — социалистической. Но даже на их основе ничего толком создать не способен. Да что там — вопреки расхожему мнению, капиталисты и зарабатывают-то очень тяжело, без огонька и со страшными потерями! Не верите мне? Почитайте, как Генри Форд издевается над своими «коллегами», в каких сочных мерзких красках он описывает их вороватость, подлость, жадность, фатальное неумение думать… С тех пор ничего не изменилось — только усилились глобально масс-медиа, гипнотизирующие людские массы песенками про «единственный капиталистический путь». Они же, как правило, специализируются на глобальном обсирании «Совка»…

…А ведь страшные картины беспросветной жизни «при совке», которые нам так любят рисовать — ложь. Большая и не слишком умная, потому что это было недавно. Ещё даже не состарились те, кто там жил и всё видел — а лгущие в большинстве своём слишком замазаны в другой самой разной лжи и чисто внешне неприятны.

Но я буду говорить не о Большой Правде, а о своей — маленькой. О правде г. Кирсанов, население на 1980 год 23 000 чл., на наши дни — сократилось в полтора раза Уверен, что это был типичнейший райцентр того времени. Скажу о том, что видел сам.

1. Начнём с еды

Эта тема лжецам всегда кажется наиболее важной — потому что они лично привыкли думать в первую очередь о своём брюхе. Хорошо.

Так вот. Ассортимент в магазинах был меньше на два порядка. Нынешним подросткам или даже уже взрослым это трудно представить: приходишь — а там ни колы, ни чипсов, ни «марса», ни ещё очень и очень многого. Нету. Реально нету.

НО!
«Совковые» куры не пухли от аспирина, а картошке не прививали гены рыбы. И даже туалетная бумага в колбасе — это всё-таки не та соя, из которой делается сейчас колбаса. Любого сорта, кстати, если кто не в курсе.

Я понимаю, это всё неощутимо и неважно…

…Ладно.

Действительно, практически все экзотические фрукты если и появлялись в наших магазинах, то по большим праздникам (кстати, вкус большинства из них — это просто вкус земляники, и не больше, а некоторые откровенно несъедобны — только и радости, что «экзотика»). Но давайте посмотрим на колхозные магазинчики, занимавшие в моём городе два ряда подвальных помещений в старинных Каменных Рядах. От урожая до урожая при стабильной температуре в +8 градусов там всегда лежали совершенно сохранные и стоившие копейки: картошка, лук, чеснок, помидоры, огурцы, яблоки, груши, сливы, капуста, морковь, свёкла, богатейший ассортимент плодово-овощных консервов местного (! Понимаете? Мест-но-го. Дающего работу и отличный заработок примерно 20 тысячам русских мужиков и баб из сёл и деревень района!) производства… Наверняка и ещё что-то было, просто я забыл.

Хлеб сравнивать смешно — советский был сделан из русского хлеба, а не из фуражного зерна.

Мясо. На колхозном рынке оно (и не только оно — и, кстати, там же торговали и частники, и никто их не избивал и не гонял: «Я торгую кулубнику, вырашшенную своими руками!») лежало на прилавках ровными рядами. Да, процентов на 20, а то и 40 дороже, чем в магазине. Но напомню, что тогда на рубль можно было в Москве сутки питаться, да ещё и объехать весь город… А магазинное мясо было всяко лучше нынешней выращенной на добавках и подкормках картонки. Картинка же — как некто в нелепом пиджачке, чуть ли не унижённо кланяясь, берёт с «чёрного хода» у жирного важного продавца кусман вырезки с переплатой вдвое — это бред позднесоветского кинематографа. Я уж не говорю, что многие мясо покупать считали «баловством» — тёлка на забой, свинки-кролики… Корм для живности стоил копейки, а то и просто «воровался», и в этом не было ничего страшного — про это «воровство» знали все, оно было чем-то вроде обратного налога и никто не пытался спиздить в один клюв вагон комбикорма. Про состав с цветметом я уже просто не говорю (кстати, из цветмета было сделано многое в районе — памятники, ограды, приветственные знаки на дорогах. И никто его не крал.)

Пресловутая колбаса лежала в магазинах всегда. Семи сортов точно. В Москву за ней начали ездить в 86-м, при Горбатом Пидаре — и эти несколько лет в мозгах многих затмили
ЛитВек: бестселлеры месяца
Бестселлер - Иринья Коняева - Академия (не)красавиц - читать в ЛитвекБестселлер - Люсинда Райли - Полуночная роза - читать в ЛитвекБестселлер - Влада Ольховская - Красный кардинал - читать в ЛитвекБестселлер - Андрей Геннадьевич Борцов (Варракс) - Социализм без ярлыков. Третий Рейх - читать в ЛитвекБестселлер - Дебби Харри - Сердце из стекла. Откровения солистки Blondie - читать в ЛитвекБестселлер - Пег Стрип - Нелюбимая дочь. Вопросы и ответы - читать в ЛитвекБестселлер - Фредрик Бакман - Тревожные люди - читать в ЛитвекБестселлер - Клаус Бернхардт - Паника. Как знания о работе мозга помогут навсегда победить страх и панические атаки - читать в Литвек