Литвек - электронная библиотека >> Юрий Александрович Удовенко >> Публицистика и др. >> Зазеркалье: авторитет законов или закон «авторитетов» >> страница 3
демонизируя бандитов СМИ, приписывают им золотые таблички вместо номерных знаков на «Кадиллаках», оффшорные счета на Кипре и Мальте, на которые вывезены миллионы долларов.

Уже многое написано о многочисленных убийствах, ритуальном отрубании кистей и голов у своих жертв, случаях вымогательства, наркоторговли и т.д., которые инкриминируются «двадцатидевятникам». Какие из этих эпизодов будут признаны судом доказанными, удастся ли доказать вину лидера Адыгана Саляхова, известного по кличкам «Алик» и «Абзы», в организации преступного сообщества, мы узнаем после вердикта суда присяжных. Его ближайшими сподвижниками в преступной иерархии называют Юрия Еременко (Ерема) и Александра Власова (Шурин). Однако сам ход процесса, факты и подробности, которые всплывают в ходе судебных прений сторон, за которым мы давно наблюдаем и знакомимся с документами, заставляют задуматься о причинах, породивших социальный феномен «29-го комплекса».

Мы убеждены, что «взлет» группировки был невозможен без покровителей во властных и правоохранительных структурах.

Взаимоотношения правоохранителей и преступников немыслимы без оперативной работы, без контактов с преступниками, внедрения агентов[6], нахождения источников информации. Однако нередко под видом оперативных разработок происходит сращивание правоохранителей и криминала, так как и у преступных группировок есть своя «контрразведка», свои осведомители и агенты в органах, которых обычно называют «оборотнями в погонах».

В ходе судебного процесса открылись обстоятельства, которые бросают тень на ряд правоохранителей нашего региона. В период пика криминальной революции в России и взлете «29 комплекса» в нашем городе отдел, созданный специально для борьбы с организованной преступностью (6 отдел), возглавил нынешний глава исполкома города Ва-сил Шайхразиев. Старшим оперуполномоченным 6 отдела являлся З. Ю. Мазитов[7], который, по непроверенным данным, и привнес идею контроля над городской преступностью через усиление одной преступной группировки, которая в тот период звалась просто «29 комплекс». Лидером указанной «бригады» был Алик, являвшийся родственником Мазитова, чего последний не только не скрывал, но и откровенно кичился этим. Однако эта «операция Ы» привела к прямо противоположным для общества результатам — под контролем оказалась не «братва», а сами милиционеры. По сведениям источников из УВД Челнов, именно в этот период началось братание преступников и милиции.

На судебном процессе лидеры ОПС «29 комплекс» Алик и Ерема просили свидетеля обвинения Владимира Романова (бывшего сотрудника 6 отдела УВД Челнов) подтвердить тот факт, что они как «честные бизнесмены» через фирму «Феникс-А» неоднократно оказывали «спонсорскую помощь» УВД Челнов. По словам Алика и Еремы, в 6 отделе Челнов был создан специальный фонд, куда поступали деньги подконтрольных «двадцатидевятникам» предпринимателей. Таким образом «двадцатидевятники» предоставили 6 отделу оргтехнику и несколько автомобилей якобы для оперативно-розыскной деятельности. Эти машины юридически были оформлены на отдельных сотрудников 6 отдела!!! Одна ВАЗ 2107 белого цвета, оплаченная Еремой, была оформлена на З. Ю. Мазитова.

Романов пояснил суду, что лично он ничего от указанных лиц не получал, а помощь таких «спонсоров», как Алик и Ерема, считает взятками.

По свидетельствам очевидцев, Ерема чуть ли не ногой открывал дверь начальника УВД Челнов полковника милиции Галеева М.М., проходя к нему в кабинет без очереди, в то время как в приемной ждали высокой аудиенции милиционеры в чине подполковников. Многие из высших милицейских чинов были связаны родственными узами с «29-ками», например, старший оперуполномоченный 6 отдела Мазитов З. Ю. являлся родственником вышеуказанных Алика и полковника милиции Галеева М. М. Не исключено, что именно родственные чувства помешали милиции своевременно привлечь Саляхова к уголовной ответственности за банальное хулиганство и таким образом пресечь трансформацию дворовой бригады в ОПС!!!

Такой случай представился Челнинскому УВД 30 ноября 1997 года, когда Алик со товарищи устроил пьяную стрельбу в развлекательном комплексе «Батыр». Охрана заведения задержала дебошира и вызвала милицию. Алик оказал стражам порядка сопротивление и ударил одного из милиционеров в лицо. Будучи доставленным в милицию, Алик представился сотрудником московского РУБОП и продемонстрировал удостоверение, «подписанное» лично главой МВД России Куликовым!!! Однако, несмотря на имеющиеся бесспорные доказательства совершения Саляховым указанных преступлений, уже через час после задержания Алик был на свободе. Командир полка ППС УВД Челнов Зайков Н. М. по просьбе майора милиции Ма-зитова З. Ю. приказал своим подчиненным освободить Саляхова. В последующем проверкой УСБ МВД РТ установлено, что Мазитов постоянно поддерживал с Саляховым (Аликом) «дружеские отношения». После чего «за предательство интересов службы» приказом министра внутренних дел РТ№496 от 10.12.1997 г. подполковник милиции Зайков Н. М. [8] и майор милиции Мазитов З. Ю. были уволены из рядов МВД. В отношении Мазитова в приказе была также применена формулировка «за неделовые взаимоотношения с представителями криминальных и коммерческих структур». Но нам представляется, что отношения были весьма деловыми, а не только родственными. Несмотря на то, что в приказе главы МВД действия высокопоставленных сотрудников квалифицируются как «злоупотребление служебным положением», уголовной ответственности они не понесли.

Это был огромный урон репутации всей правоохранительной системы города, плевок в лицо общественности. Город наполнился слухами о том, что Алика освободили чуть ли не генералы ФСБ из Москвы, что способствовало росту авторитета бандитов. Мягкость наказания Зайкова и Мазитова и его непубличность, ложное представление о чести мундира руководства МВД РТ не способствовали росту доверия граждан к милиции и уважения к Закону. А сами милиционеры поняли, что коррупционером быть неопасно и выгодно, раз за это не сажают, а увольняют по собственному желанию.

По сообщению многоуважаемой газеты «Труд», милицейские «оборотни» не только кормились из бандитского «общака», но и пугали «двадцатидевятниками» нерадивых, на их взгляд, подчиненных, вот, мол, будешь плохо работать и неправильно себя вести, они приедут и с тобой разберутся. Комментарии излишни.

Будучи уволенными, многие теперь уже бывшие сотрудники милиции не остались невостребованными.

Не только клановость, но и общие дела сплачивали бывших милиционеров. Как говаривал один старый