Литвек - электронная библиотека >> Александр Николаевич Яковлев >> Биографии и Мемуары >> Омут памяти >> страница 205
вожделенное "сильное государство" не приведет к еще большему укреплению позиций чиновничьего произвола.

Российская интеллигенция, выступив в 1985 году носителем демократических преобразований, проиграла борьбу с бюрократией, не сумела доказать, что без гражданского общества не может быть свободной и богатой России. Интеллигенция несет огромную ответственность перед народом за случившееся. Именно государству она позволила сломать хребет самой себе. Именно государство бросило образованную часть страны на дно бытия, а общество — в пучину бюрократического перерождения.

Правда, в послании президент попытался расшифровать формулу "сильного государства", сказав, что оно должно стоять на страже интересов народа, защищать его права и т. д. Возможно, тут присутствует и терминологическая путаница, непонимание того, что вкладывается в слова "сильное государство". Каждый понимает эту формулу на свой лад. Если речь идет о более эффективном управлении, то вопросов нет, оно необходимо. Если же государство снова водрузится над человеком и обществом, то России не станет — ни сильной, ни слабой.

Утверждал, утверждаю и буду утверждать, что пора нам перевернуть пирамиду власти и порядок подотчетности. Не Государство — Общество — Человек, а Человек — Общество — Государство. Вот тогда все и встанет на свои места.

В целом же новые реформы правомерны, они назрели. Но беда в том, что защитные рубежи аргументации в пользу преобразований пока что очень слабые, ибо практических дел мало. Да и начинать надо было, как мне кажется, с человека.

Итак, пора заканчивать. Несмотря на всю невнятицу сложившейся общественной жизни, я горжусь тем, что участвовал в тяжелой, ухабистой, но и светлой борьбе за свободу человека в России.

Конечно, Реформация не дала ответов на многие вопросы, предельно остро вставшие перед страной. Возможно, не смогла, а может, и не успела. Во многих случаях она лишь подошла к ответу на них, причем настолько открыто и честно, насколько реформаторам хватило ума и мужества.

Народы СССР совершили великий подвиг, сделав самое первое и самое минимальное, но по большому счету самое важное и самое трудное — они открыли мир свободы. Реформация ввела страну в человеческое общество. Только этим она заслужила право войти в золотую книгу Истории. Остается только пожелать новым лидерам России добрых дел и здорового чувства юмора.

Вот, кажется, и все, о чем я хотел сказать и рассказать.

Иллюстрации

Омут памяти. Иллюстрация № 2 Сотрудник ярославской газеты "Северный рабочий". 1945 г.

Омут памяти. Иллюстрация № 3 Алексей Потапович, мой дед, не ходил в церковь, не пил, не курил, научил меня читать.

Омут памяти. Иллюстрация № 4 Мой отец обладал крепким природным умом, мать была неграмотной. 1922 г.

Омут памяти. Иллюстрация № 5 Справа я — с "Тихим Доном" в руке. Тогда в этой книге я мало что понял. Деревня Королево, 1931

Омут памяти. Иллюстрация № 6 С матерью Агафьей Петровной и отцом Николаем Алексеевичем. Сентябрь, 1976 г.


Омут памяти. Иллюстрация № 7
В этой школе я учился. Село Веденское, 1986 г.




Ужасы тоталитарной системы
Омут памяти. Иллюстрация № 8 Кронштадское восстание было жестоко подавлено большевиками, все оставшиеся в живых участники его были расстреляны. 1921 г.

Омут памяти. Иллюстрация № 9 Кулаки задержаны при попытке спасти свое имущество. Вятская губерния, 1930 г.

Омут памяти. Иллюстрация № 10 Беломорско-Балтийский канал им. Сталина был построен на костях заключенных. Открыт в 1933 г.

Омут памяти. Иллюстрация № 11 "Архипелаг ГУЛАГ" — в сталинских лагерях было уничтожено 20–25 миллионов человек.

Омут памяти. Иллюстрация № 12 Поволжье, 1921 г. За годы Советской власти от голода погибло больше 10 миллионов человек.

Омут памяти. Иллюстрация № 13 Одновременно с храмами большевики уничтожали и священнослужителей. Только за 1937-38 годы было расстреляно почти 107 тысяч священников.

Омут памяти. Иллюстрация № 14 Курсант военного училища. Удмуртия, 1942 г. Зима была холодная, все время хотелось есть. Только самые выносливые из нас по воскресеньям ходили на танцы.

Омут памяти. Иллюстрация № 15 Мой взвод. Я в первом ряду третий слева.

Омут памяти. Иллюстрация № 16 "В небо взметнулись две красные ракеты — сигнал к атаке. Над болотом уже гремел победный балтийский клич. Впереди всех, перепрыгивая пни и кочки, бежали Яковлев и Гавриленко… Но вот перед Яковлевым гулко рявкнула мина… Старший лейтенант грузно осел и повис на колючке…". Волховский фронт, 1942 г.

Омут памяти. Иллюстрация № 17 Я вернулся домой на костылях. Отец на фронте. Какое тяжелое бремя легло на мамины плечи!

Омут памяти. Иллюстрация № 18 Представление генерал — губернатору Каналы — первые шаги на дипломатической арене. Начало скучной, рутинной, но очень нужной работы. Август 1973 г.

Омут памяти. Иллюстрация № 19 Английская королева Елизавета II умеет завоевывать сердца элегантной простотой и приветливостью.

Омут памяти. Иллюстрация № 20 С секретарем ЦК, членом Политбюро М.Горбачевым возле Ниагарского водопада. 1983 г.

Омут памяти. Иллюстрация № 21 Премьер Каналы Пьер Трюдо с сыновьями и я с внучкой Наташей на выступлении Московского цирка в Отаве.

Омут памяти. Иллюстрация № 22 Так похоже на Россию… Губернаторский парк в Отаве.


За помпезным фасадом империи скрывалась больная экономика
Омут памяти. Иллюстрация № 23 Награды и звания — важнейшие атрибуты административно-командной системы. Орден из рук Генерального секретаря — я тоже попал под "звездопад".

Омут памяти. Иллюстрация № 24 В конце декабря 1979 года в Афганистан введен "ограниченный контингент советских войск". Итог авантюры — около 15 тысяч погибших, 50 тысяч раненых, десятки тысяч, не нашедших себя в этой жизни "афганов".