Литвек - электронная библиотека >> Итоги Журнал Итоги >> Публицистика >> Итоги № 1 (2014) >> страница 2
loading="lazy" src="/icl/i/14/264914/tagimg_865_i-01-exclus-romanov-f09_640_jpg565777" alt="Итоги № 1 (2014). Иллюстрация № 22">

Итоги   №  1 (2014). Иллюстрация № 23

Итоги   №  1 (2014). Иллюстрация № 24

Итоги   №  1 (2014). Иллюстрация № 25

Итоги   №  1 (2014). Иллюстрация № 26


Четыреста лет назад к власти в России пришла династия Романовых. Потомки стародавнего русского боярина Романа, царствовавшие триста четыре года и вошедшие в «бархатные книги» правящих домов всего мира как Голштейн-Готторп-Романовы, оставили неизгладимый след в российской истории. И по сей день они делают все, чтобы сохранить семейный бренд. Чем занимаются потомки венценосного рода? Как и на что живут? На вопросы «Итогов» отвечает Иван Арцишевский, представитель Объединения членов рода Романовых в России.

— Как вы воспринимаете, Иван Сергеевич, все еще блуждающую по свету версию о том, что Николая II и его семью якобы не убили, а вывезли в Англию?

— Это неправда. Как только царские останки были доставлены в сопровождении князя Димитрия Романовича из Екатеринбурга в Санкт-Петербург, все Объединение членов рода Романовых признало, что это прах Николая II и его близких. Не столь давно мы собирали конференцию, на которую приглашали представителей Следственного комитета, Института общей генетики, других экспертов… Все сказали, что у них нет никаких сомнений в аутентичности останков. Научные исследования были скрупулезно проведены. В них участвовал и Николай Янковский — член-корреспондент РАН, директор Института общей генетики. Именно в этом институте наш генетик Евгений Рогаев разработал новую методику анализов, которая, кстати, была применена при выяснении личностей погибших в теракте в аэропорту Домодедово. Я никак не могу взять в толк, почему некоторые иерархи церкви в России признанию подлинности царских останков сопротивляются. Когда у нас в Санкт-Петербурге готовилась та самая конференция, я написал письмо митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому Владимиру и испросил его благословения на проведение мероприятия. Получив его, говорил с помощником владыки, который подтвердил, что церковь будет представлена на конференции. Однако никто к нам не приехал… Поймите меня верно: я — человек православный, но не понимаю упорного нежелания нашей церкви признавать очевидные вещи! Семья Романовых очень надеется, что царские останки все-таки будут признаны Московской патриархией. И тогда мы сможем поклониться императору и его семье.

— Кто является сейчас блюстителем российского престола?

— С точки зрения членов рода Романовых — никто. Претендует на это почетное звание Мария Владимировна, дочь Владимира Кирилловича, с ее сыном Георгием. Но Объединение членов рода Романовых отвергает эти поползновения. Есть немало серьезных аргументов против того, что Мария Владимировна или ее потомство могут быть блюстителями престола. Факт непреложен: наследников династии больше нет, Романовы сегодня — это только история.

— Вы, видимо, имеете в виду события в Петрограде почти вековой давности. В дни Февральской революции великий князь Кирилл Владимирович, дед Марии Владимировны, как пишут некоторые историки, «нацепил на форму красный бант» и повел своих гвардейцев к Думе, чтобы присягнуть ей. Первым из Романовых он публично нарушил присягу государю. Так ведь?

— Живых свидетелей тому, шел ли великий князь Кирилл по Петрограду в мятежных рядах вместе с солдатами и матросами, сегодня не осталось. Зато есть свидетельства того, как Кирилл Владимирович давал интервью петроградской газете, в котором он откровенно осуждает государя императора и считает, что его отречение — вещь правильная. Однако главная суть щекотливой ситуации с императорскими претензиями Марии Владимировны состоит в другом.

«К. Р.» — под этими инициалами выступал в литературных изданиях на рубеже XIX и XX веков великий князь Константин Константинович, русский поэт. Его дочь Татьяна влюбилась в молодого грузина Константина Багратиона-Мухранского. Они не могли пожениться, поскольку тот, хоть и принадлежал к знатному роду, не мог считаться ровней особе из царской семьи. Чтобы этот брак состоялся, семья попросила Николая II помочь — сделать исключение для молодых. Царь тянул три месяца, прежде чем добился на это санкции своей матери, императрицы Марии Федоровны. Так вот, у Владимира Кирилловича, отца Марии Владимировны, положение сложилось в брачных делах совершенно такое же. Он женился в 1948 году на Леониде Георгиевне Багратион-Мухранской (выше упомянутый Константин Багратион-Мухранский приходился ее отцу двоюродным братом). Сами понимаете: никакого разрешения на их союз царь дать уже не мог. Не говоря уже о том, что Леонида Георгиевна была замужем за Владимиром Кирилловичем вторым браком. Первым ее супругом (от него осталась дочь Хелен) был американец Самнер Мур Кирби, он погиб весной 1945 года в нацистском концлагере. Иными словами: потомки Кирилла Владимировича давным-давно потеряли право на престол.

— Начиная с павловской поры царское престолонаследие в обязательном порядке шло исключительно по мужской линии. Сына же у Владимира Кирилловича не было...

— Но он заранее решил, что его дочь Мария унаследует положение главы династии. Для этого выпустил в 1969 году манифест, где продекларировал в будущем наследование престола по женской линии. Это чистое самоуправство. В версии об императорских претензиях Марии Владимировны и ее сына от разведенного с ней немецкого принца Франца-Вильгельма из прусского рода Гогенцоллернов (Владимир Кириллович провозгласил его «великим князем Михаилом Павловичем») много и других очевидных неувязок. Тем удивительнее, что, несмотря на протест других Романовых, некоторые московские товарищи, выступающие под вывеской Дворянского собрания, бегают по России, величая Марию Владимировну «Ее Величество Императрица». Впрочем, есть кое-что и попечальнее: российские чиновники с удовольствием берут от Марии Владимировны ее самодельные награды. Смех и грех!

— Как же тогда великий князь Георгий Михайлович, сын Марии Владимировны? Он тоже, получается, мимо трона российского?

— Георгий Романов работает в Швейцарии, кажется. Он не имеет права называться великим князем, это звание предусмотрено только для детей и внуков императора. Георгий стал таковым после регистрации его Владимиром Кирилловичем в мэрии одного из французских городов. Именно там его записали: «великий князь