Литвек - электронная библиотека >> Элеонора Александровна Павлюченко >> Советская проза и др. >> Софья Перовская >> страница 24
разочарованных, и клевету перебежчиков. Нет, не зря погибли первые поколения русских революционеров!

«Декабристы разбудили Герцена, Герцен развернул революционную агитацию.

Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная Чернышевским и кончая героями „Народной воли“. Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. „Молодые штурманы будущей бури“ — звал их Герцен»[6].

Знамя освободительной борьбы, которое подняли дворянские революционеры и развернули революционеры-разночинцы, не упало. Его подхватили и понесли вперед с неслыханной и неизвестной прежним борцам энергией пролетарские революционеры, ленинская партия. Третье поколение русских революционеров училось на ошибках предшественников. У него было огромное преимущество — многочисленная армия пролетариата, составлявшая основу движения, те народные массы, которых не хватало революционерам от 1825 до 1895 года. «Мы пойдем не тем путем», — сказал молодой Ильич, узнав о казни старшего брата-народника: не только крестьянство, рабочий класс, не горсть храбрецов, ведущая единоборство с правительством, а мощная партия, связанная с народом, не индивидуальный террор, а массовое движение — стачки, демонстрации, восстания, революция. В знаменитом ленинском «Протесте российских социал-демократов» 18 лет спустя после гибели руководителей «Народной воли» говорилось: «Если деятели старой „Народной воли“ сумели сыграть громадную роль в русской истории, несмотря на узость тех общественных слоев, которые поддерживали немногих героев, несмотря на то, что знаменем движения служила вовсе не революционная теория, то социал-демократия, опираясь на классовую борьбу пролетариата, сумеет стать непобедимой»[7].

В этих замечательных ленинских словах заключается исчерпывающий ответ на вопрос, кто является истинным наследником лучших традиций революционеров 70–80-х годов: не либеральные эпигоны народничества — «народники-нереволюционеры» — и не те «революционные авантюристы», которые продолжали уповать на террор даже тогда, когда уже ясно были видны другие пути и другие силы освобождения России. Сторонники этих течений не шли дальше попыток воскресить ошибки революционеров-семидесятников, возвратиться, по существу, к теориям и методам, решительно осужденным и развенчанным историей. С ними Ленин и революционная социал-демократия вели непримиримую идейную борьбу.

Но, беспощадно критикуя ошибочные взгляды «Народной воли», марксисты никогда не забывали, что народники 70-х годов были прежде всего искренними революционерами; с глубоким уважением говорил В. И. Ленин об их ненависти к самодержавию, беззаветной преданности интересам народа, об их мучительных, пусть и неправильных, поисках настоящего пути. «Марксизм, как единственно правильную революционную теорию, Россия поистине выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветности исканий, обучения, испытания на практике, разочарований, проверки, сопоставления опыта Европы»[8], — писал Владимир Ильич. Мучительные поиски и героическая борьба Белинского и Герцена, революционная энергия и нечеловеческие страдания Чернышевского и народовольцев — вот что имел в виду великий вождь пролетариата.

Сбылось предсказание революционеров прошлого века, прозвучавшее в строках народовольческого гимна:

Час обновленья настанет,
Воли добьется народ,
Добрым нас словом помянет,
К нам на могилу придет.
Страна победившего социализма свято хранит память о героических сынах и дочерях нашего народа, первыми ставших в ряды борцов против царского самодержавия, наносивших сокрушительные удары по режиму деспотизма и произвола и отдавших свои молодые жизни за свободу, за счастливое будущее нашей родины. С волнением и благодарностью будет народ наш всегда вспоминать и великий подвиг одной из замечательнейших представительниц этой плеяды богатырей духа, мужественной и непреклонной революционерки Софьи Львовны Перовской, до последнего вздоха верно служившей своему высокому идеалу.

Примечания

1

В. И. Ленин, Сочинения, т. 17, стр. 65.

(обратно)

2

В. И. Ленин, Сочинения, т. 20, стр. 224.

(обратно)

3

В. И. Ленин, Сочинения, т. 31, стр. 9.

(обратно)

4

В. И. Ленин, Сочинения, т. 5, стр. 36.

(обратно)

5

В. И. Ленин, Сочинения, т. 1, стр. 237.

(обратно)

6

В. И. Ленин, Сочинения, т. 18, стр. 15.

(обратно)

7

В. И. Ленин, Сочинения, т. 4, стр. 163.

(обратно)

8

В. И. Ленин, Сочинения, т. 31, стр. 9.

(обратно)