Литвек - электронная библиотека >> Владимир Николаевич Владко >> Научная Фантастика >> Гибель эскадры >> страница 2
стороны советского флота, портит настроение. Иду к адмиралу.

4 часа 30 минут. Ужас! Невероятно! Наши передовые миноноски погибли… Это было похоже на взрывы мин или торпед. Однако — тральщики доказали отсутствие мин, самолеты не нашли каких-либо признаков подводных лодок, а тем более вражеских миноносцев. И все же — миноноски взлетели на воздух…

Мины или торпеды — мы не знаем. Однако, эскадра остановлена. Адмирал отдал приказ: " стоп! Нельзя двигаться дальше. Вперед вновь двинулись тральщики. Что они найдут?

…Новый рапорт: взорвано четыре передовых крейсера и два тральщика. Стоя на палубе я услышал далекий гром. Это и были взрывы… Теперь все ясно: мы имеем дело не с минами, а с торпедами. Ведь эскадра стоит на месте. Но откуда эти торпеды?.. Кто их выпускает?

5 часов утра. Мы снова двигаемся вперед — медленно, но продвигаемся. Я ничего не понимаю. И кажется, что не я один. В течение получаса уничтожено чудовищными взрывами восемь миноносок, шесть крейсеров и четыре тральщика. Я смотрел на дислокацию у адмирала: все это были суда, которые шли спереди или с боков эскадры. На адмирала страшно смотреть: лицо ему побледнело, челюсти сжаты. Он связан непосредственно с радиорубкой и все время следит за ходом передовых кораблей. Я снова вышел на палубу.

Ко мне подошел лейтенант Жантен. Он спросил:

— Не слышали ли вы, только что, звуков взрыва?

— Нет, я был в каюте, — ответил я.

— Думаю, что линия взрывов приближается к нам, — сказал он и пошел дальше.

Невольно я посмотрел вперед, на восток — и окаменел: огромный столб дыма, который разошелся в небе черной тучей, закрыл собой горизонт. Через несколько секунд я услышал страшный грохот: это донеслись звуки взрыва. Что это?.. Я бросился к капитанскому мостику. Это взорвался дредноут "Франция"… Он шел на два километра впереди нас…

"Гемпшир" останавливается. Он медленно разворачивается. И я вижу, как вместе с нами разворачиваются другие суда. В эту минуту дредноут резко качнуло. Это до нас дошли волны от взрыва "Франции".

Итак, эскадра возвращает. Значит, адмирал отдал приказ: "назад". Я понимаю: нельзя бороться против невидимого врага, который взрывает корабли…

5 часов двадцать минут. Нельзя ничего понять. Взрывы следуют один за одним. Я не знаю, сколько судов мы уже потеряли, я не спускаюсь вниз, нахожусь все время на палубе. Я знаю только одно: мы отступаем, мы бежим со всей скорость на запад, убегая от таинственных взрывов. Я не захожу к адмиралу: на него жутко смотреть… в конце концов, это понятно; здесь, в мутных водах Финского залива, он оставляет вместе с погибшими кораблями всю свою славу железного непобедимого адмирала Шеклсбери…

Мы бежим от взрывов. Разве это помогает?… Ведь невидимый враг окружает нас. Он атакует нас с трех сторон. Он движется вместе с нами на севере, юге и востоке. Уже уничтожены все наши миноноски, что были в авангарде и по флангам. Уничтожена большая часть крейсеров — опять же с флангов. Будто петля сужается кольцо таинственных ужасных взрывов. Кто знает, не дойдет ли через полчаса очередь и до нашего "Гемпшира"?



Гибель эскадры. Иллюстрация № 2

…От гордой эскадры осталась только ее центральная часть. Взрывы повторяются каждые несколько минут. Черные столбы дыма и огня встают со всех сторон. "Гемпшир" плывет в окружении восьми дредноутов. Это все… Отчаяние и мертвое безразличие царят и на нашем корабле. Работают машины, радист принимает депеши с судов, все на своих местах, бригады артиллеристов стоят возле пушек… Но они не знают, куда стрелять, как не знает этого и командование. А взрывы продолжаются. Это невероятное, спокойное, как дезинфекция, истребление, уничтожение стальных гигантов — дредноутов. Тех, что, до сих пор, мы считали уверенными и надежными носителями смерти и разрушения; гордо шедших в наступление, защищенных прочной броней и огромными пушками…


…Вот оно! Я видел вместе с лейтенантом Жантеном врага. Мимо нашего дредноута, под водой, проплыла странная стальная торпеда. Она плыла, оставляя позади небольшой вал, одетый с верху пеной. Она плыла, будто выбирая себе путь. Одну секунду казалось, что торпеда повернется к нам. Но ее словно что-то потянуло — и она понеслась на дредноут "Нотингем". Еще несколько секунд — и меня толкнуло в грудь воздушной волной: "Нотингем" взлетел на воздух…

…"Гемпшир" остался вдвоем с "Британией". Только два дредноута. Только два — из целой эскадры. Каждую минуту мы ждем смерти. Где-то поблизости (мы не знаем, где именно) под водой ищут нас безжалостные торпеды. Ими кто-то управляет (мы не знаем, кто именно), кто-то посылает их…

…Я ошибся. "Гемпшир" остался один. "Британии" уже нет. Только огромный водоворот, а в нем бешено крутящиеся обломки некогда одного из лучших дредноутов в целом мире, — только этот водоворот показывает место, где я последний раз видел "Британию". Широкие волны водоворота растут и приближаются к "Гемпшир", который на полной скорости мчится на запад, на запад…

…Адмирал вышел на капитанский мостик. Он стоит неподвижно. И все мы неподвижны. Последний акт важнейшей в мире и истории человечества трагедии близится к концу. Очередь за нами. Я не знаю, удастся ли мне закончить эту страницу. Немилосердная невидимая смерть приближается к нам, она неутомимо розыски…


На этом оборываются записи Джона Олтавна. Очевидно, в эту минуту дредноут "Гемпшир" был потоплен, как и все остальные суда эскадры адмирала Шексбери.

Далее газета "Таймс" поместила еще одну небольшую статью под названием:



Выдержки из рапорта лаборатории адмиралтейства

"Исследование и изучение загадочной торпеды, которую случайно захватил своей сетью тральщик "Кингстоун", дали такие результаты:

1. Стальная торпеда начинена взрывчатым веществом большой силы, типа тринитротолуола.

2. Торпеда движется с помощью специального электромотора, который питается от небольшого, но чрезвычайно сильного аккумулятора большой емкости.

3. Торпеда имеет специальный магнитный прибор, управляющий мотором и рулями. Этот магнитный прибор издалека реагирует на присутствие любых металлических масс и направляет торпеду на эти массы.

4. И, наоборот — любое препятствие на пути торпеды (камни, скалы, дерево и т. д.), кроме металла, — вызывает в приборе обратный эффект, который отклоняет торпеду в сторону, мимо такой преграды.

5. Следовательно, надо полагать, что выпущенные в залив торпеды, все время плыли зигзагообразно бороздя воды залива, до того мгновения, пока не приближались к металлическим военным кораблям. Тогда магнитное оборудование