Литвек - электронная библиотека >> Автор неизвестен >> История: прочее и др. >> Первые русские мониторы (сборник статей и документов) >> страница 3
для чего с них сняли броню, бортовую дубовую подушку, в корпусе устроили три трюма, для откачки воды в 1-и 2-м трюмах поставили две ручные помпы. Стоимость переделок на разных кораблях обошлась от 44 до 61 тыс. руб.

В 1909 г. по решению МТК корпуса бывших мониторов "Тифон" и "Единорог" переделали в плавучие минные склады и вновь зачислили в состав флота как блокшивы № 3 и № 4. Блокшив № 3 в 1918 г. захватили в Гельсингфорсе белофинны, а блокшив № 4, находясь в распоряжении минно-торпедного управления, принял участие в Великой Отечественной войне, обеспечивая боевую деятельность кораблей Балтийского флота; уже после войны его сдали на слом. "Лава" и "Перун" стали соответственно блокшивом № 1 и блокшивом лоцманской службы. В 1916 г. блокшив № 1 переоборудовали в госпитальное судно, приказом по ГМШ ему возвратили старое название "Лава": 22 апреля 1918 г. корабль вновь исключили из списков флота.

С постройкой этих кораблей русские кораблестроители приобрели опыт для создания броненосного флота, доказали, что можно строить корабли полностью из отечественных материалов. Корабли долгое время служили школой подготовки флотских кадров. Под командованием таких талантливых адмиралов, как И.Ф. Лихачев и И.Г, Бутаков моряки осваивали новую технику и тактику броненосного флота.


Первые русские мониторы (сборник статей и документов). Иллюстрация № 1

Броненосные башенные лодки типа “Ураган”

Спуск однобашенных 2-х пушечных броненосных лодок: «Латник» и «Броненосец»

(Из журнала "Морской сборник“ № 4 за 1864 г.)
10 и 12 марта спущены первые броненосные однобашенные лодки (мониторы) "Латник» (командир капитан-лейтенант князь Вадбольский) и «Броненосец» (командир капитан-лейтенант Купреянов), строившиеся на верфи балтийского строительного, литейного и механического заведения гг. Макферсона и Карра в Чекушах.

Вот подробности этого спуска первых еще, построенных у нас броненосных судов. Спуск лодки «Латник» был назначен 9 марта в 3 ч. пополудни. Для этого во льду против эллинга выкололи майну длиной 80, а шириной 1 5 сажень, и, чтобы удержать судно, которое при остром образовании своей кормы и малом возвышении борта могло с расхода нырнуть в воду или удариться об лед, были заложены за кильсоны лодки две канатные цепи в 1 1/2 д. и поданы через средний люк на палы на стапеле, чтобы служить задержниками.

Для постепенного же удерживания лодки, на канаты, через каждую сажень, были положены найтовы из 2 д. троса, взятые на те же палы. Пол кормой, для представления большего сопротивления воды и для предохранения руля и винта в случае удара об лед, поставили широкий и наклонный шит из досок. Высота воды на конце фундамента 10 дюймов (при ординарной воде). Полозья вместо обыкновенных задержников были в верхнем конце их скреплены с фундаментом, каждый восемью болтами. Вообще фундамент был устроен необыкновенно легко, что серьезно беспокоило весьма многих, но, к счастью, напрасно.

В понедельник в 3 часа начался спуск лодки. Выколотили стапельные блоки и подпоры, отрезали верхние концы полозьев, но лодка не двинулась. Нужно было принять меры, чтобы столкнуть ее в воду, а так как, не рассчитывая на неудачный спуск, для этого ничего не подготовили, то пришлось прибегнуть к перлиню, который подали с одной стороны лодки и тянули через блок вручную.

Когда он лопнул три раза, не подвинув лодки, за полозья с обеих сторон заложили кабельтовы, и с помощью их и двух домкратов лодка стала подвигаться, но так медленно, что движение было едва заметно. Наконец в 7 1/2 ч. вечера прекратили работы. Причины этой неудачи предписывали тому, что сало под полозьями, положенное почти за две недели перед тем, выветрилось и замерзло до того, что при движении, данном лодке кабельтовыми и домкратами, оно даже не могло разогреться, а выкрошилось и рассыпалось, как сухой песок.

До 7 1/2, часов, когда были прекращены работы, судно подалось на 24 фута.

На другой день, за концы кабельтовых, взятых от полозьев с каждой стороны, были заложены тали, и с помощью их, двух домкратов и двух ваг, заложенных также с двух сторон, в 9 часов утра начали тащить лодку. Она двигалась очень медленно, как и накануне, к тому же в этот день было холоднее, что, без сомнения, немало мешало движению по замерзшему уже салу.

В 11 1/2 часов, подвинув лодку еще фут на 20 вперед, за оба полоза было заложено еще по одним большим талям. В 1 ч. лодка пошла немного скорее прежнего и, постепенно увеличивая ход, сошла благополучно в воду. Скорость при этом была очень велика, и лодка не дошла до конца майны, а остановилась, отойдя немного более V2 длины судна от конца фундамента, причем оборвала с левой стороны 7, а с правой 1 4 найтовов. Из предосторожности, на палубе никого не было, и вода, остановленная шитом, даже не замочила ее.

Лодка углубилась с полозьями: кормой 6 ф. 9 д., носом 3 ф. 8 д. (дифферент 3 ф. 1 д). По отнятии полозьев: кормой 6 ф. 11 д., носом 3 ф. 9 д. (дифферент 3 ф. 2 д.). Перелом в 3/8 дюйма оказался только на другой день после спуска. Это приписывают тому, что в день спуска было очень холодно и железная палуба, стянутая морозом, не позволила оконечности судна опуститься.

На другой же день, сильно разогретая солнцем, она растянулась и оказала перелом, упомянутый выше. Над этим теперь, пользуясь ночными морозами, делаются наблюдения, результаты которых будут весьма интересны. Жаль, что до сих пор нет более точных средств определения перелома, изменения в котором должны быть очень велики, для того чтобы быть замеченными при настоящем грубом способе. Воды в трюме также не оказалось в первый день спуска. Там был лед, оставшийся от воды, которой пробовали лодку. На другой же день, когда лед растаял, ее оказалось до 8 д. и прибывало по 1 дюйму в сутки, вероятно, из кингстонов, пропускавших воду.

В четверг 12 марта, в 12 часов, была спущена другая лодка «Броненосец», Спуск ее, устроенный точно таким же образом, удался как нельзя лучше, в присутствии г. Управляющего Морским министерством, генерал-адъютанта Н.К. Краббе и многочисленной публики. Лодка сошла на воду плавно и легко, обрывая один за другим найтовы, и дошла до самого конца майны, поднимая перед шитом массу воды, которая, однако, только слегка замочила палубу.

Читатели наши знакомы уже отчасти, в общих чертах, с этими лодками, которые суть снимок с американских мониторов, и поэтому мы не станем описывать их здесь подробно. Вот главные размерения их: наибольшая длина 21 ф., длина между штевнями 1 59 ф. 2'/2 д., наибольшая ширина 46 ф., глубина интрюма 11 ф. 10 д., углубление 11 ф. 5 д. Водоизмещение: верхней части 757,62 тонны, нижней части