Литвек - электронная библиотека >> Аб Мише >> Историческая проза и др. >> ШОА. Ядовитая триада

Аб Мише (Анатолий Кардаш) ШОА. Ядовитая триада

Вся проблема евреев имеет место лишь в пределах национальных государств, так как здесь их активность и высшая интеллигентность, их от поколения к поколению накоплявшийся в школе страдания капитал ума и воли должны всюду получить перевес и возбуждать зависть и ненависть... Я хотел бы знать, сколько снисхождения следует оказать в общем итоге народу, который, не без нашей совокупной вины, имел наиболее многострадальную историю среди всех народов и которому мы обязаны самым благородным человеком (Христом), самым чистым мудрецом (Спинозой), самой могущественной Книгой и самым влиятельным нравственным законом в мире.

Фридрих Ницше, 1878 г.

От автора

Здесь - попытка разглядеть в истории корни ненависти, приведшей человечество к конвейерному убийству определённой его части, которое называют Катастрофой евреев, Холокостом, Шоа, а точнее всего по-гитлеровски: "Окончательным решением еврейского вопроса".

Уникальное это явление, отдаляясь во времени, звучит всё глуше в сознании людей и всё выразительнее в кровавых вакханалиях ХХI-го века. Глядишь, и по наущению какого-нибудь европейского профессора или полоумного азиатского вождя люди решат, что уничтожения евреев вообще не было, и развернётся новая гульба смерти, неистовей прежних, - решение совсем уж окончательное, не только для евреев, а всеобщее, полное.

Никак нельзя не поберечься - вот ощущение, толкнувшее автора сделать эту книжку.

Мне помогли советы, критика, моральная, материальная и техническая поддержка д-ра Рафаила Нудельмана, д-ра Людмилы Дымерской-Цигельман, д-ра Натальи Зейфман, д-ра Георгия Дризлиха, д-ра Льва Утевского, д-ра Владимира Левина, Галины Блейх, Юрия Вайса, Виктора Гопмана, Михаила Хейфеца, Лии Швец, членов моей семьи: жены Елены, детей Михаэля, Оснат и особенно Анатолия-младшего.

Всем им - сердечная признательность.


Предуведомление

"Третье царство" древних друидов; Москва - "Третий Рим" и Третий Рейх нацистов, трио шумерских богов, а у христиан Троица, три волхва, троекратное предательство Иисуса учеником, воскресение на третий день и, наконец, в фольклоре - земля на трёх китах, тридевять земель, трио персонажей в русских сказках... Три - мифообразующее число.

Соблазнительно свести и исторические заметки в удобную для восприятия триаду. Для антисемитизма это: 1) древняя ксенофобия - юдофобия стихийная; 2) юдофобия организованная (религиозно-церковная) и 3)антисемитизм "научно"-религиозный. Наследуя друг другу, они слились в мрачное преддверие Катастрофы евреев в XX веке. Бывшее редко становится уроком, но как не пройтись сквозь времена и страны - а вдруг не без пользы?..


1. Юдофобия стихийная

Кочевое племя осело на земле, стало строить государство. Тёплый плодородный край, стык морей и гор, торговый перекрёсток мира - завидное место. И когда то государство естественно созрело для местного величия и развала надвое (север - Израиль, юг - Иудея), соседи стали из рук в руки рвать лакомый кусок. Ассирийцы (VIII в. до н.э.), вавилоняне и персы (VI в. до н.э.), греки (IV в. до н.э.), римляне (I в. до н.э.) -восемь столетий ещё до новой эры бури истории выжимали из цветущей земли живой сок - пленных или беглых евреев. Их выплёскивало в окрестные страны, в города македонской и римской империй, в Европу и Азию до Индии и Китая - оседали везде, где способней прижиться. А в новую эру, после полного укрощения непокорной Иудеи в I-II вв., евреи продолжали разбредаться по миру ещё тысячу лет. Так сотворилось то состояние евреев, которое обозначается двояко: изящным греческим словом диаспора ("рассеяние"), подразумевающим добровольное расселение народа в чужой земле, или мрачным еврейским галут ("изгнание"), к которому евреев принудили покорители их страны. Существенное различие: жители диаспоры имеют за спиной родные государства, способные при нужде им помочь, а евреи в галуте сами по себе, они - не защищённые никем съёмщики угла в чужой квартире.

Советский Союз, 1960-е годы. Космический бум, всеобщий восторг. На орбите - третий космонавт Андриян Николаев. В городе Пензе квадратная тётка презрительно скривилась: "Нашли кого в космос посылать - чуваша!.." Тётка была - мордовка. То не анекдот - быль. Ещё верней: притча. Мордовка не любит чуваша, чуваш - татарина, татарин - русского, русский - японца... Бесконечная цепь... В основополагающей книге евреев Торе не единожды заповедано "любите пришельца" (Второзаконие, 10:19) [1, 201]: это ведь покруче, чем "не убий" и "не укради", это - себя бороть, нутро своё...

Природа требует: хочешь выжить - воюй и прогони/убей. Биологи объясняют: естество, ксенофобия, различающая "своих", родных генетически (у родственников до половины генов идентичны) и "чужих", кого следует убрать. Бактерии, например, специальными ферментами разрушают ДНК других бактерий. Ксенофобия - врождённое качество, как и "территориальный императив". Стая или племя животных свою территорию -место питания и размножения - защищает от чужеродца. Обезьяний самец на ничейной территории равнодушен к самцу другой стаи, но на собственной территории он сразу ринется этого второго изводить вплоть до убийства.

Или рыбка, тихая, нежно колеблющаяся в отсеке аквариума рядом с самочкой, - благополучная пара. Но вот в соседний отсек аквариума, за стеклянную перегородку, помещают другого самца, одиночку. И первый, супруг, свирепеет, колотится о перегородку, чтобы добраться до соперника. Со временем перегородка темнеет, зарастает, соперник всё меньше виден, а когда он становится вовсе недоступен даже взгляду, первый самец, распалённый накопленной и нерастраченной яростью, бросается на свою подругу и убивает её. Агрессия, говорят учёные, тоже охранительная функция.

А человек что? Добрее макаки? Проще рыбки? Русский поэт Константин Симонов вряд ли знал о подобных научных наблюдениях, но житейский опыт вёл его руку, просившую у бога в загробном раю прижизненного врага, "...чтоб в минуту скверную // По-земному с ним враждовать".

Каждый народ на своей земле может заниматься распрями внутри круга одноплеменников, однако к еврею-пришельцу враждебное отношение удваивается ненавистью к чужаку; и время не лечит, а только растравляет страсти. Евреям ксенофобия и агрессия - два питья в одном бокале, два зелья натуральных, отравных.

Евреи в галуте не были чужими.

Евреи были суперчужими.

Мир язычников: суматошный мир богов-божков-идолов-кумиров, лихая, вполне по-земному, свобода гульбы, убийств, совокуплений, предательств... А евреи