Литвек - электронная библиотека >> Елена Олеговна Чекулаева >> Мифы. Легенды. Эпос >> Великие мифы >> страница 3
возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на обширных пастбищах. Безмятежно жили люди. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей того поколения. После смерти люди стали духами, покровителями новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.

Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Люди серебряного века не были равны ни силой, ни разумом людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали их. Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они в жизни. Непокорны были люди серебряного века. Они не повиновались бессмертным богам и не хотели приносить им жертвы. Великий сын Кроноса Зевс уничтожил род их на земле. Он разгневался на людей за то, что не повиновались они богам, живущим на светлом Олимпе. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и жили они, не зная ни радости, ни печалей.

Отец Зевс создал третий род и третий век — век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей — страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордости и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимы, мужественны были их сердца и неодолимы их руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Собственными руками уничтожали друг друга люди медного века. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинул их ясный свет солнца.


Великие мифы. Иллюстрация № 4
«Золотой век». По картине Кранаха


Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев. И они все полегли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились за прекрасной Еленой, переплыв на кораблях широкое море. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей, Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мед.

Последний, пятый век и род людской — железный. Он продолжается и теперь на земле. Ночью и днем, не переставая, губят людей печали и изнурительный труд. Боги посылают людям тяжкие заботы. Правда, к злу примешивают боги и добро, но все же зла больше, оно царит всюду. Не чтут дети родителей; друг не верен другу; гость не находит гостеприимства; нет любви между братьями. Не соблюдают люди данной клятвы, не ценят правды и добра. Разрушают города друг друга. Всюду властвует насилие. Ценятся лишь гордость да сила. Богини Совесть и Правосудие покинули людей. В своих белых одеждах взлетели они на высокий Олимп к бессмертным богам, а людям остались только тяжкие беды, и нет у них защиты от зла.

Не только у греков, а и у других народов можно найти подобные представления о пяти веках. Аналогом «золотого времени» у древних египтян являлся «остров Двойника», где «нет ни в чем недостатка и который преисполнен всех благ», таков и библейский Эдем, и отчасти, по некоторым представлениям, «обетованная земля, текущая млеком и медом», чему в русских сказках соответствует страна, где «молочные реки и кисельные берега».

ДАР ПРОМЕТЕЯ
Зевс, правящий всем миром, наказал восставшего против него титана Прометея. Могучий титан вопреки воле Зевса похитил с Олимпа огонь и дал его людям; он же дал им знания, научил земледелию, ремеслам, чтению и письму; этим Прометей сделал людей счастливее и поколебал власть Зевса и его помощников — олимпийских богов. Но главная вина Прометея заключалась в том, что он не захотел открыть Зевсу тайну, от кого родится у Зевса сын, который будет могущественнее громовержца и свергнет его с престола.

…Пустынная, дикая местность на самом краю земли, в стране скифов. Остроконечные вершины суровых скал окутаны облаками. Никогда еще не ступала здесь нога человека. Именно сюда привели слуги Зевса титана Прометея, чтобы приковать его цепями к вершине скалы.

Слуги громовержца — Сили и Власть — вели Прометея. Низко склонив голову, шел за ним бог Гефест со своим тяжелым молотом. Страшное дело предстояло ему. Он должен был своими руками приковать своего друга Прометея. Гефест не посмел ослушаться своего отца, громовержца Зевса.

Сила и Власть привели Прометея на вершину скалы и Гефест принялся за работу. Скала содрогнулась от тяжких ударов молота, и от края до края земли разнесся грохот могучих ударов: Прикован Прометей, грудь его пронзило стальное острие.

Но не вечно страдать Прометею. Он знает, что злой рок постигнет и могучего громовержца. Не избежит он своей судьбы! Прометей знал, что власть Зевса невечна: будет он свергнут с высокого царственного Олимпа. Знал вещий титан и великую тайну, как избежать Зевсу этой злой судьбы, но не открыл он этой тайны Зевсу. Никакая сила, никакие угрозы, никакие муки не исторгли ее из уст гордого Прометея.

Жгли его тело палящие лучи солнца, изможденное тело хлестали дожди и град, зимой же леденящий холод сковывает его тело. И этих мук мало! Каждый день громадный орел прилетал на скалу. Он рвал клювом печень титана. За ночь заживали раны, и вновь вырастала печень, чтобы днем дать новую пищу орлу. Годы, века длились эти муки. Измучился могучий Прометей, но не сломлен был его гордый дух страданиями.


Великие мифы. Иллюстрация № 5
Прикованный Прометей и Атлас


Титаны давно примирились с Зевсом и покорились ему. Они признали его власть, и Зевс освободил их из мрачного тартара. Теперь они, громадные, могучие, пришли на край земли к скале, где мучился Прометей. Они убеждали Прометея покориться Зевсу. Пришла и мать Прометея, Фемида, и молила сына смирить свой гордый дух и не противиться Зевсу.

Сам громовержец забыл уже свой прежний гнев. Теперь держава его сильна, ничто не может поколебать ее, ничто не страшно ему. Да и правит он уже не как тиран, он охраняет государства, чтит законы, покровительствует людям. Только одно беспокоит еще его — это та тайна, которую знает один Прометей.