ЛитВек: бестселлеры недели
Бестселлер - Питер Робинсон - Антология английского детектива. Компиляция. Романы 1-15 - читать в ЛитвекБестселлер - Фиона Валпи - Девушка в красном платке - читать в ЛитвекБестселлер - Влада Ольховская - Дерево самоубийц - читать в ЛитвекБестселлер - Наталья Самсонова - Сагертская Военная Академия (СИ) - читать в ЛитвекБестселлер - Наталья Николаевна Александрова - Часы академика Сикорского - читать в ЛитвекБестселлер - Алексей Решетун - Вскрытие покажет: Записки увлеченного судмедэксперта (3-е изд., расш. и доп.) - читать в ЛитвекБестселлер - Anne Dar - Объятые пламенем - читать в ЛитвекБестселлер - Anne Dar - Восставшие из пепла - читать в Литвек
Литвек - электронная библиотека >> Соломон Ефимович Кипнис >> Биографии и Мемуары >> Записки некрополиста. Прогулки по Новодевичьему >> страница 73
замеченным в дружеских связях с провалившимся шпионом». Дальнейшее известно.

То, что Варенцов оказался «по необходимости» незаслуженно обесчещенным, не вызывает сомнения.

Вот выдержка из ответа, подписанного заместителем Главного военного прокурора генерал-майором юстиции B.С. Фроловым на поступивший к ним запрос:

«... Варенцов С.С. фигурировал в деле только в качестве свидетеля, при этом никакого обвинения ему не предъявлялось, подозреваемым он тоже не являлся. В отношении Варенцова С.С. работниками Главной военной прокуратуры представления не вносились. Военной коллегией Верховного Суда СССР частного определения в адрес его также не вносилось...

В обвинительной речи прокурора сведения о Варенцове C.С. также отсутствуют».

Все предельно ясно. А в ответе том есть совсем ошеломляющая концовка:

«... Решение в отношении Варенцова С.С. принималось не следственными органами КГБ при СМ СССР и не Главной военной прокуратурой.., а высшими органами власти страны за два месяца до вынесения приговора подсудимому».

Подтверждена не только полная непричастность Варенцова к делу Пеньковского, но и в открытую назван инициатор репрессий в отношении маршала артиллерии. Это — Кремль!!

Документ тот подписан в декабре 1991 года, но до сих пор дочери Варенцова так и не могут добиться, чтобы было восстановлено доброе имя их отца и возвращено звание Героя Советского Союза, которое ему присвоили за боевые подвиги при взятии Берлина. (С 129-4-2)


НА СМЕНУ УДИВЛЕНИЮ ПРИШЛО ИНОЕ ЧУВСТВО

На доске, закрывающей нишу, надпись — Андрианов Василий Михайлович(1904-1978).

Этот человек в свое время стоял во главе ряда крупнейших областных партийных организаций и даже входил в состав высшего руководства страны — Политбюро ЦК КПСС (тогда оно называлось Президиумом). Так почему не удостоился права на могилу и прах оказался в колумбарии??

В поисках ответа решил посмотреть его биографию в Большом энциклопедическом словаре (1997).

Нашел там четырех Андриановых: генерала, артиста, академика, гимнаста, а вот того, кого искал, — нет. Но вскоре удалось все прояснить.

В 1950 году по сфабрикованному «ленинградскому делу» была репрессирована почти вся верхушка партийного, советского и хозяйственного руководства Ленинграда и Ленинградской области.

И вот тогда княжить в Ленинград послали опытного партаппаратчика В.М.Андрианова. Сделали его секретарем Ленинградского обкома и горкома ВКП (б) и избрали потом членом Президиума ЦК КПСС.

Описано, как во время неправедного процесса над участниками «ленинградского дела» Андрианов, развалившийся в кресле первого ряда зала суда, выкрикивал: «Вот бродяги», «Ну сволочи!»

...После смерти Сталина всех безвинно осужденных по этому делу, конечно, оправдали, многих, увы, посмертно.

Пленум Ленинградского обкома партии, на который Андрианов даже не явился, так как трусливо бежал из Ленинграда, отрешил его от должности «за совершенные ошибки».

В книге «Ленинградское дело» об Андрианове:

«...Ему подобрали стул заместителя министра госконтроля СССР. Потом тихо отправили на пенсию. Разумеется, персональную и всесоюзную. Еще бы, если даже в 1980 году, когда гнусная роль В.М.Андрианова в послевоенной истории партии ни для кого не составляла секрета, авторы 12-томной Истории СССР не нашли для этого приспособленца и негодяя иного определения, кроме как «опытный и авторитетный». У кого авторитетный? в чем опытный?.. Впрочем, и без того многогранную репрессивную практику сталинизма Андрианов и его компания действительно кое в чем и обогатила...»

Так надо ли удивляться, что его так скромно похоронили? Удивляться надо, но совсем другому...

(С 131-15-2)


ИСКАТЬ БЫЛО БЕСПОЛЕЗНО!

Представьте себе такую ситуацию: вы пришли на Новодевичье, желая отдать дань памяти блистательной актрисе Бирман Серафиме Германовне(1890-1976).

Место захоронения не знаете. Отправляетесь в контору и получаете нужный адрес: секция 133, ниша 108. Находите эту секцию и начинаете отсчитывать ниши с первой верхней, слева направо, ряд за рядом. И вот наконец 108 — в самом низу, самая последняя.

Увы, нет там Бирман! Написана совсем другая фамилия.

Снова в контору. Там опять дают те же координаты. Вы недоумеваете и тогда вам поясняют, что прах Бирман подзахоронен в нишу к писателю Александру Викторовичу Таланову(1901-1969), ее мужу.

(С 133-29-4)

Непонятно, почему же захоронение Бирман ушло в «подполье»?

P.S.С превеликой радостью сообщаю, что когда эта книга была уже в работе, в нише установили новую доску — с именами и Бирман, и Таланова!!


БИОГРАФИЯ ПРОСИТСЯ НА ЭКРАН

С каждым новым материалом, который удавалось разыскать для написания новеллы, название которой тогда еще не придумалось, а рабочее было — « Иофан Борис Михайлович(1891-1976)», крепло убеждение, что жизненная и творческая биография этого выдающегося архитектора может быть заявкой на увлекательный художественно-документальный фильм.

В таком заявочном, «лохматом» стиле и написана новелла (прошу ее считать моей заявкой).

* * *
...В Петербурге в 1911 году успешно заканчивает Академию художеств и получает звание архитектора Иофан Дмитрий Михайлович (1885-1961). Ему в работе помогает младший брат Борис, который прошел курс обучения в Художественном училище Одесского общества искусств.

По мнению педагогов, Борис весьма одарен и желательно, чтобы он продолжал совершенствоваться. И старший брат, преодолев финансовые затруднения, отправляет Бориса в 1914 году учиться за границу.

Сначала тот попадает в Париж, затем в Италию. Позади учеба в Высшем институте изящных искусств и в Высшей инженерной школе в Риме. Появляются жилые дома, построенные по проекту архитектора Бориса Иофана. Участвует он и в политической жизни, становится членом Итальянской компартии.


* * *
...Итальянский дипломат герцог Сассо-Руффо знакомится в Петербурге с княгиней Мещерской, которая становится его женой и матерью их дочери Ольги. Проходят годы, и уже Ольга выходит замуж за полковника русской армии Б.Б. Огарева (внучатый племянник революционера Н. П.Огарева).

Семейная жизнь у них не складывается, и она с двумя детьми — Ольгой и Борисом — покидает Париж и уезжает в Рим, к своему дяде, графу Строганову. С его помощью покупает виллу на окраине Рима и живет на деньги, которые получает за сдаваемые