Литвек - электронная библиотека >> без автора и др. >> История: прочее и др. >> Ижевск в огне гражданской войны 1917-1918 >> страница 2
Забастовка, так дружно начатая 15 февраля, через 12 дней окончилась тяжелым поражением рабочих. Уныние и растерянность характеризовали общее настроение рабочих в эти дни. Только 3-го марта радостная весть о победе рабочих и солдат Петрограда, о свержении самодержавия, облетев весь завод, сразу изменила положение. Рабочие ликовали. Заводское начальство растерялось и ничего не предпринимало. Полиция разбежалась. Необходимо было приступить к организации новой революционной власти в городе.

С. Д. партийная организация во время забастовки потеряла большинство своих членов. Одни были отправлены на фронт, другие в тюрьму и еще не вернулись обратно. Старый большевик Иван Пастухов, приехавший в Ижевск (нелегально) в конце февраля, хотя и приступил к партийной работе, но достаточной связи с рабочей массой еще не имел. Из более видных партийных работников на заводе после забастовки оставались меньшевик Астраханцев и с.-р. Муромцев. Но они и теперь, как и до переворота, предпочитали таиться в хвосте событий. Один из рабочих, бывший в то время социал-демократом, в своих воспоминаниях о Февральской революции пишет, что, когда стало известно о перевороте, он обратился к Астраханцеву с вопросом, что делать и, с своей стороны, предлагал немедленно приступить к организации совета рабочих депутатов. На это Астраханцев ответил уклончиво, но было ясно, что брать на себя инициативу он не хотел.

Но события не ждали. Рабочие приступили к выборам в Совет. Нерешительность меньшевиков, сказавшаяся в поведении Астраханцева в вопросах о выборах в Совет, еще ярче проявилась в работе самого Совета. Меньшевик Астраханцев и эсер Муромцев в первое время заняли в нем руководящую роль. С их, разумеется, согласия в числе членов Совета оказались ряд представителей заводской администрации — царские чиновники и офицеры, за несколько дней перед этим руководившие работой полиции по удушению забастовки. Они даже оказывали влияние на ход работы Совета. На месте скрывшегося полицейского пристава, оказался, известный ижевцам, торговец Афанасьев (впоследствии активный участник белогвардейского восстания в Ижевске в 1918 году), который приступил к организации милиции, группируя вокруг себя нужных ему людей. На все это меньшевики смотрели сквозь пальцы. Но к середине марта положение начало улучшаться. В Ижевск вернулись рабочие, отправленные во время забастовки на фронт. Несколько раньше вернулись товарищи из сарапульской тюрьмы. Состав Совета был пополнен. Группа большевиков в нем значительно окрепла. Среди беспартийных депутатов она имела большое влияние. В скором времени, по инициативе Ивана Пастухова, большевики добились удаления из состава Совета представителей администрации завода и смещения торговца Афанасьева с должности начальника милиции. Комиссаром милиции был назначен беспартийный юрист Смирнов, а помощниками ему два большевика Иван Пастухов и Владимир Шумайлов, Состав милиции был набран исключительно из рабочих. Заняв руководящую роль в милиции, которая, как вооруженное ядро, имела в условиях Ижевска большое значение, большевики тем самым получили возможность организовать вооруженную опору Совету Рабочих Депутатов.

На заводе с первых же дней после переворота, рабочие приступили к чистке состава администрации. По постановления общих собраний рабочих, нежелательные начальники мастерских и мастера от работы отстранялись. 13 марта были арестованы, как ненадежный элемент, полковники: Волынцевич, Тарновский, Халютин, прапорщик Земляницин и ряд других офицеров. По мастерским отстранены от работы 9 мастеров, 10 надзирателей и надсмотрщиков. Смена администрации продолжалась и после 13 марта. Начальники мастерских и мастера оставались только выбранные общим собранием рабочих. Рабочие чувствовали себя хозяевами на заводе. Начальник заводов, потеряв всякое влияние на рабочих, обратился за содействием в Главное Артиллерийское Управление, прося выслать комиссию для расследования дела. Обратился он за содействием и к Совету Рабочих Депутатов, но Совет в этом вопросе стоял на стороне рабочих.

Хотя во главе Совета стояли меньшевики и эсеры, но под давлением рабочей массы, они принуждены были проводить ее революционную волю.

Партийная работа и борьба за массу

Партийная работа в Ижевске после переворота развернулась не сразу. Первое легальное собрание С. Д. организации состоялось 12 марта. Присутствовали большевики и меньшевики, всего человек 60. Руководители меньшевистской части организации А. Сосулин и Астраханцев на это собрание не явились. Повидимому, занявшись работой в Совете, они партийную работу отнесли на задний план. Это и понятно. Для меньшевиков важнее было не развертывать хода революции, а задерживать рост революционных требований рабочих, ввести революцию в ограниченное русло.

Собрание, заслушав доклад Дрокина — члена подпольного комитета о работе организации, поставило своей очередной задачей развертывание массовой работы на заводе. Для большинства членов организации в то время было не ясно, насколько глубоко заложены разногласия между большевиками и меньшевиками. Совместная работа с ними считалась

Ижевск в огне гражданской войны 1917-1918. Иллюстрация № 2

вполне возможной. Только Иван Пастухов предлагал собранию принять решение о необходимости создать самостоятельную большевистскую организацию. Это предложение большинством не было принято. Был избран новый состав комитета, в который вошли большевики: Иван Пастухов, Вл. Шумайлов, В. Матвеев, В. Дрокин, И. Шалашов, В. Макаров и В. Сергеев. Ни одного меньшевика в первом составе партийного комитета не оказалось. Партийный комитет приступил к работе. Организация быстро стала расти. Во всех цехах были организованы цеховые коллективы или кружки. Во главе такого коллектива стоял выборный общим собранием парторганизатор (называли его тогда кружковик). На его обязанности лежало: запись новых членов, прием членских взносов, распространение газет, листовок, брошюр и проч. В каждом цеховом коллективе был выделен кадр агитаторов, которые выступали на собраниях, летучих митингах и вели индивидуальную агитацию.

С конца марта и в апреле месяце партийная организация провела по мастерским кампанию за отчисление на приобретение типографии. Рабочие охотно откликнулись на этот призыв и отчисляли по 1 и даже по 2 % своего заработка. Типография была приобретена. Организация получила возможность издавать листовки. Газет в Ижевске тогда не было, поэтому издание агитационных листовок имело большое значение. Вопросы об отношении к войне, к