Литвек - электронная библиотека >> Джеффри Т Ричелсон >> История: прочее >> Шпионы ХХ века: от царской охранки до ЦРУ и КГБ >> страница 3
проанализировать, сопоставив с другими донесениями, подтверждающими или опровергающими его.

Глава прусского Генерального штаба Гельмут фон Мольтке счел, что успехи Штибера и неспособность армии добыть сведения самостоятельно выставляют армию в невыгодном свете. И потому 11 февраля 1867 года фон Мольтке учредил постоянную конкурирующую службу — Разведывательную канцелярию.

Недуг Штибера, вынудивший его в середине семидесятых уйти в отставку и окончившийся его смертью в 1882 году, позволил генералам захватить власть над военной разведкой. К концу восьмидесятых разведывательная канцелярия располагала небольшой, но надежной агентурной сетью в Париже, Брюсселе, Люксембурге, Бельфоре и других французских городах. Семьдесят пять агентов и информаторов работали в России. С 1889 года они поставляли подробности мобилизационных планов и диспозиции царской армии.

В 1889 году был учрежден ряд должностей заместителей главнокомандующего, или обер-квартирмейстеров, и Разведывательную канцелярию подчинили III обер-квартирмейстеру. Поэтому она и заслужила обозначение IIIb.

До конца столетия субсидии на ее деятельность неизменно возрастали, и в результате бюджет канцелярии превысил бюджет разведслужб всех прочих европейских государств, не считая России. В итоге это учреждение, крохотное поначалу, так разрослось, что к 1901 году в нем работали уже 124 офицера, управлявшие разведывательной деятельностью через разведывательные пункты в Бельгии, Швейцарии, Англии, Италии, Испании, Люксембурге, Дании, Швеции и Румынии.

Первостепенной задачей российских спецслужб был отнюдь не сбор данных об иноземных державах, а надзор за противниками царизма, как действовавшими в пределах страны, так и за рубежом. В 1900 году преемником ряда тайных полицейских ведомств стало охранное отделение, прозванное в народе просто охранкой. Иностранное подразделение охранного отделении работало в основном во Франции, Швейцарии и Британии, где скапливались русские революционеры и диссиденты.

Военная разведка находилась в ведении Генерального штаба российской армии. Сбор и анализ разведывательных данных был поручен пятой канцелярии первого отделения оперативного управления. Различные подразделения изучали вооруженные силы и средства Германии, Австро-Венгрии, Балканских государств, Скандинавии, Турции и Персии. Военные атташе посылали донесения непосредственно в 5-ю канцелярию.

В отличие от России и Германии Соединенные Штаты на переломе веков не располагали ни обширными спецслужбами для работы внутри страны, ни обширной агентурной сетью за рубежом. Как и в Британии, первые постоянные разведывательные организации в Соединенных Штатах были учреждены армией и военно-морским флотом США. В данном случае пальма первенства принадлежала ВМФ, в 1882 году учредившему Управление военно-морской разведки (Office of Naval Intelligence, ONI). Согласно приказу по министерству № 292 ONI должно было «собирать и накапливать военно-морские сведения, каковые могут оказаться полезными министерству как в военное, так и в мирное время». С целью получения разведданных для ONI командиру каждого корабля было предписано назначить офицера разведки, в обязанности которого входило бы составление детальных рапортов об иностранных гаванях, береговых укреплениях и судах.

В 1885 году военный министр Уильям К. Эндикотт якобы затребовал у своего заместителя генерала Р. К. Драма информацию о вооруженных силах какой-то европейской страны — видимо, то ли Германии, то ли России. И с изумлением выяснил, что Драм не располагает ни самими сведениями, ни средствами их получения. В результате, как гласит предание, Драм учредил отдел военной информации (Military Information Division, MID) для сбора «военных данных по нашим собственным и иностранным войскам для использования их военным министерством и армией в целом». Штат отдела состоял всего-навсего из одного офицера и одного гражданского служащего.

В последующие годы каждая из этих организаций развернула целую сеть атташе. Представители ONI обосновались в Париже, Берлине, Риме, Вене и Санкт-Петербурге. В 1887 году военные атташе были отправлены в Берлин, Париж, Лондон, Вену и Санкт-Петербург. Вклад военных атташе в деятельность MID в 1891 году помог подсчитать численность и типы различных вооружений, находившихся в арсенале одиннадцати европейских держав.

Но к 1900 году одна из новых разведслужб пришла в упадок. Став в феврале 1900 года главой ONI, капитан Чарльз Д. Сигсби отправил своему непосредственному начальнику рапорт, утверждая, что в ONI царит полнейшая неразбериха. Согласно рапорту Сигсби анкеты, высылаемые офицерам действующего флота, давно устарели, а собираемые сведения не позволят ONI ответить ни на один серьезный тактический или стратегический вопрос. Вдобавок сами офицеры почти не обучались разведывательной деятельности. В ближайшие год-два дела ничуть не поправились. А в 1903 году, под конец пребывания Сигсби на этом посту, ВМФ сократил количество профессиональных военных моряков, приписанных к ONI, с семи до пяти.

СЕКРЕТНАЯ СЛУЖБА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА
Еще до исхода первого десятилетия нового века взаимосвязанные страхи перед войной и перед иноземными шпионами немало способствовали разрастанию разведывательных учреждений многих стран. Британская политика «безупречной изоляции» пала под давлением международных политических событий. Немецкий акт 1900 года «О Военно-морском флоте» бросил недвусмысленный вызов британскому господству на море, предусмотрев постройку в ближайшие двадцать лет девятнадцати новых линкоров и двадцати грех крейсеров. Свои колониальные проблемы Британия и Франция урегулировали в 1904 году. За англо-французским договором последовал аналогичный англо-российский договор 1907 года. Тем временем у Франции в 1905 году возникли разногласия с Германией по поводу Марокко. Начали складываться военные союзы, противостоявшие друг другу во время Первой мировой войны.

Февраль 1904 года отмечен рядом перемен в британских спецслужбах. Департамент разведки, лишившись мобилизационного отдела, был переименован в Оперативное управление (Directorate of Military Operations). Разведка в том или ином виде входила в круг обязанностей трех или четырех отделений нового управления. MO2 — отдел разведки (Foreign Intelligence Section), МОЗ — отдел администрации и специальных служб (Administration and Special Duties Section), a MO4 — топографический отдел (Topographical Section).

Штат отдела разведки начал разрастаться практически с момента появления, прибавка числа занятых в нем военнослужащих и гражданских лиц оказалась куда более значительной, чем во всех прочих отделах. Еще до конца года появились два