Литвек - электронная библиотека >> Эксперт Журнал Эксперт >> Публицистика >> Эксперт № 43 (2014) >> страница 42
мировой войны, и полвека Россия—СССР пребывала именно в этом состоянии. После полувека неслыханного разнообразия само однообразие покажется весьма свежим и оригинальным. Хрущев, кажется, не оценил всю силу тяги граждан СССР к успокоению и мирному житию — зато оценил в полной мере эту тягу Брежнев, даровавший согражданам примирительную вегетарианскую политику без хаотических выкрутасов эпохи волюнтаризма.

Ленинские начала еще раз сыграли важную роль в политике СССР в конце 1980-х, когда страх перед ленинскими началами, т. е. перед грядущим пленумом ЦК, на котором обкомычи снимут прогрессивного генсека, очень многое объяснял в поведении Горбачева. Против ленинских начал была выстроена целая линия Мажино, а результат был тот же: неприятель зашел с фланга, ибо парад суверенитетов ленинскими началами не предусматривался.

Сейчас эти начала еще менее актуальны, ибо сегодняшние мечты о перевороте (хотя бы и только дворцовом) предполагают сдачу всего и отдачу под внешнее управление. Что с точки зрения ленинских начал совершенно несообразно. Политика что Хрущева, что Брежнева, как к ней ни относись, была безусловно самодержавной, и перевороты тех времен не меняли ее самодержавной сути, тогда как нынешние переворотчики именно эту суть желают упразднить.

(обратно)