Литвек - электронная библиотека >> Карл Штегман >> Эзотерика, мистицизм, оккультизм и др. >> Другая Америка. Запад в свете духовной науки >> страница 3
возникновении Америки жили в сердцах многих участников этих событий. Это были импульсы, требовавшие свободы личности, равенства для всех живущих в Америке, свободы религиозных вероисповеданий и всех других мировоззрений, утверждение человеческого достоинства, ибо каждый человек от Бога происходит. И хотя теперь все это так сильно затемнилось и даже обратилось в нечто противоположное — тем не менее эти импульсы продолжают жить глубоко сокрыто в душах людей.

Это проявляется, когда говорят о путях Америки (американский образ жизни), подразумевая при этом нечто особое, даже если каждый толкует это по-своему. Или когда говорят — и это бывает нередко — об американской «мечте». Говорят так, чувствуют, что при возникновении США действовало еще нечто, что происходит не от здешнего мира, но приходит из духовных творческих первооснов Вселенной — деятельные силы, действующие пока сокрыто. Эта творческая мечта может в любое время встать в душе той или иной соответственно одаренной личности. И она действительно в них таким образом вставала. Они говорили об этом иногда неясно, иногда лишь отрывочно, не сознавая, о чем они говорят, а иногда и очень отчетливо: писатели, поэты, философы, религиозные проповедники, а также люди, участвующие в экономической и политической жизни страны. Вот несколько примеров.

Профессор Чарли Рейк в книге «Юность Америки» говорит — Мечта Америки, по крайней мере, в начале ее существования, не была типом узкого материализма. Доктор Петер Маршалл в своей проповеди «Мечта Америки» говорит: «Что такое Америка? Нельзя реально говорить о будущем, не зная прошлого. Что может дать. Америка остальному миру? Если только зерно и деньги, или одежду или военное снаряжение — значит мы уже проиграли и войну, и мир». «Мы можем дать больше, а именно: не доллары, тракторы и пушки. Мы можем дать больше, а именно: наши идеалы, наши идеи о человеческом достоинстве, нашу веру, наше понимание жизни, наш правопорядок, нашу «американскую мечту». Из этого можно заключить только, что в Америке есть люди, которые и видят и. хотят осуществить «другую Америку». Томас Булф в своей книге «Домой возврата нет», то есть вы не можете устраниться, пишет: «Я думаю, что вы здесь в Америке потеряны, но я думаю, что мы еще будем снова найдены».

«— Я думаю, что истинное открытие Америки еще впереди. Я думаю, что истинное осуществление нашего духа еще придет». Очень примечательно то, что пишет бывший комиссар по делам индейцев Джон Келлиер в своей книге об индейцах и об их духовных верованиях: «— Истинная причина отчаянного положения нашего мира заключается в том, что мы утратили воодушевление и благоговейное отношение к человеческой личности и к вечному струящемуся, потоку жизни на земле. Американские индейцы еще со времен каменного века охраняли его и почитали как центральный священный огонь; наша отдаленная надежда заключается поэтому в том, чтобы во всех нас снова возжечь священный огонь. В этом наша единственная надежда на будущее».

Рэссаль Давенпорт, познакомившись с Антропософией во время второй мировой войны. Поставил себе две главные задачи жизни: во-первых, неуклонно бороться за свободу человеческой личности, и, во-вторых, все глубже постигать истинную миссию Америки. Он убежден, что в словах «мечты Америки» сокрыто больше, чем люди обычно думают. Надо принимать во внимание не только то, что люди об этом говорят, надо постараться распознать то, что могло духовно действовать тогда, когда создавался новый народ, в котором сливались представители всех национальностей. Давенпорт в своей книге «Достоинство человека» говорит: «Перед Америкой стоит потрясающе великая задача: осознать, каким образом человек может заново утвердить свою связь с природой и человеческими судьбами. Это предполагает возможность такого знания, которым мы теперь не обладаем. И когда-нибудь мы увидим, что в этом знании и в этих указаниях заключено не только решение американской дилеммы, но в них заложены также основы истинной идеи свободного человека». Неважно, как далеко все это продвинулось и разрешима ли дилемма Америки в обозримом будущем или нет. Важно, что есть в Америке люди, могущие познавать истинные духовные силы, действующие в жизни Запада и позади них. Для Давенпорта совершенно ясно, что это возможно только через духовную науку, через антропософию.

Рудольф Штайнер указывал, что Запад и, особенно, Америка, живет преимущественно в элементе воли, даже, когда мыслит и исследует. «Именно в американской литературе мы постоянно встречаем указание на волю человека, как на его первичную сущность». «Они говорят: хочешь узнать индивидуальность человека — узнай его волю». (Лекции на конгрессе «Запад-Восток» в Вене, 1922 г., Библ. № 83).

В воле сокрыта вся будущность человека. Об Америке Рудольф Штайнер говорил, что там преобладает сравнительно простое миропонимание, но что оно «несет в себе удивительные зародыши будущего». Он говорил, что новая духовность, возрастающая в Европе и Америке, должны придти к взаимопониманию, чтобы Америка могла найти свой, соответствующий ей путь. Этот путь теперь еще сокрыт. Покров должен быть сброшен, чтобы теперь, когда после открытия Америки прошло достаточно времени, на смену бессознательности пришла бы сознательность. Иначе, если такой сознательности не будет, враждебные силы могут укрепить свое могущество, и тогда условия, закономерно возникшие ко благу человечества, станут под покровом бессознательности проклятием для человечества. Если то, что действует в Америке, останется неосознанным, то из этого может произойти только зло. То, что не постигается сознанием, становится добычей враждебных сил, которые «могут укрепить свое могущество» и теперь уже прорываются из темных глубин души наружу. Если же мы будем сражаться за осознание внутренних духовных сил, манифестацией которых являются происходящие здесь внешние события, сражаться за осознание волевой природы задатков западного человека и возможностей, в них заложенных, за осознание миссии Запада и того, что ей противоборствует, тогда не только откроется новый, до сих пор сокрытый мир, но истинная миссия Запада начнет осуществляться. Для плодотворной действенности даже величайшего события в истории человечества — Мистерии Голгофы — нужно было, чтобы явился один человек — Иоанн, постигший это Событие во всем его духовном значении.

2. ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАПАДА

Мысль, высказанная Рудольфом Штайнером, кажется мне очень важной и в дальнейшем исследовании может послужить как бы руководящим представлением. «В американской культуре будет все сильнее