Литвек - электронная библиотека >> Александр Степанович Грин >> Классическая русская поэзия и др. >> Том 3. Рассказы 1917-1930. Стихотворения >> страница 209
скорее горько-юмористическом, чем сатирическом. Это не боль обывателя, а тревога простого человека за страну: надвигался голод, близилась разруха. Последняя строфа звучит серьезно – это не сатира, а предупреждение.


Буржуазный дух*

Новый сатирикон. – Пг., 1917. № 40. С. 6–7. Печатается по этой публикации.

По тональности произведение это мало отличается от военных фельетонов Грина: оно столь же автобиографично. Наступает переоценка ценностей. Средний интеллигент чувствует себя преступником лишь потому, что привык жить в условиях элементарной цивилизации: мыться мылом, ежедневно бриться, читать переводные романы (Грин называет имена любимых им Эдгара По и Александра Дюма), слушать Шопена и Листа. Все, что недавно было столь естественно, сейчас становится презираемым, едва ли не наказуемым как «буржуазный дух».


Реквием*

Новый сатирикон. – Пг., 1918. № 2. С. 6. Печатается по этой публикации.

Первой строкой «Реквием» перекликается с пушкинской «Элегией» (1830).

Поварня (устар.) – кухня.

«…Вода холодная спасительно текла?» – перефразировка текста Гоголя из его «Записок сумасшедшего» (1835).

«Лет через триста будет жизнь прекрасной…» – несколько измененные слова из пьесы Чехова «Три сестры» (1900).

«…Небесный свод алмазами сверкнет…» – перефразировка слов героини из пьесы Чехова «Дядя Ваня» (1897).

К. Паустовский в предисловиях ко многим сборникам Грина повторял: «Если бы социалистический строй расцвел, как в сказке, за одну ночь, Грин пришел бы в восторг. Но ждать он не умел и не хотел». Вторя Паустовскому, В. Харчев в упомянутой книге расценивает суть «Реквиема» как жалобу растерявшегося обывателя, «дачника». Между тем это стихотворение написано в одно время с рассказом «Преступление Отпавшего Листа», где Грин прямо говорит о явлениях, убивающих души: «…тоска, тягость, насилие, кровь, смерть, трупы, отчаяние. Дух, содрогаясь, пресытился ими, огрубел и умер…» И в том и в другом произведении – горечь, провидение, но отнюдь не суетность растерявшегося «дачника».


Отставший взвод*

Новый сатирикон. – Пг., 1918. № 16. С. 13. То же // Пламя. – Пг., 1919. № 41. С. 16. Печатается по первой публикации.

По словам Н. Н. Грин, стихи эти были написаны в 1910 г. (ЦГАЛИ. – Ф. 127. On. 1. Ед. хр. 46). Как и рассказ «Остров Рено» (1909) они по-своему обозначили выход писателя на свой – «гриновский» – путь творчества.


Искажения*

Чертова перечница. – Пг., 1918. № 8. Печатается по этой публикации.

Авель, Каин – согласно текстам Ветхого Завета, сыновья Адама – первого человека, созданного Богом. Каин из зависти убил Авеля; его имя стало символом братоубийства, предательства.

Как в стихотворении «Реквием», позиция Грина меньше всего напоминает брюзжание разозленного обывателя. Лаконичное и горькое, оно в немногих строках показывает драматические реалии наступившего быта: затаенность, ожидание ареста, близость смерти.


Движение*

Пламя. – Пг., 1919. № 39. С. 9. Печатается по этой публикации.

Голиаф – великан из племени филистимлян, которое в XII–XI вв. до и. э. владело Палестиной.

Давид – царь Израильско-Иудейского государства (XI–X вв. до н. э.). Поэт, философ, воин; известен как автор Псалтири – Книги Псалмов Ветхого Завета.

Саул – царь, основатель Израильско-Иудейского государства (XI–X вв. до и. э.). Под его водительством израильские племена освободились от господства филистимлян.

«Движение» – одно из наиболее часто цитируемых стихотворений Грина. Логика В. Харчева такова: «От исторического действия к пробуждению творчества и творческой жизни по законам мечты, к идеалу – таково „движенье“, по Грину. Первое откровенно оптимистическое произведение – мировоззрение Грина до революции было пессимистическим». (Указ. кн. – С. 145.) Стихотворение, несомненно, декларативно, но кредо автора представляется несколько иным: Грин утверждал неистребимость мечты как главного духовного движителя, способного открыть «все пути».


Сон*

Пламя. – Пг., 1919. № 56. С. 15. Печатается по этой публикации.

Одно из наиболее совершенных по форме стихотворений. Идея – «гриновская» по самой сути своей: сказочные птицы помогают в беде «собратьям» – парусным кораблям, оберегают их в пути.


Ли*

Свободная Россия. Веч. вып. – Пг., 1917. 30 мая. С. 2. Поэма была опубликована журналом «Москва» (1969, № 5, с. 203–204), но число опечаток, пропусков и искажений значительно снизили уровень публикации. Печатается по рукописи, хранящейся в архиве Ю. А. Первовой.

По словам Н. Н. Грин, поэма была написана вслед за рассказом «Остров Рено». Сведения об этом произведении содержатся в письме А. С. Грина к редактору газеты «Биржевые новости» В. А. Бонди: «…Несколько необычной формы представляю Вам рассказ – рассказ в стихах (не стихи, а именно проза, написанная стихотворным размером); мне показалось, что сюжет требует такой формы… Я четыре года писал этого „Ли“, стараясь добиться наибольшей простоты. Посвящаю А. И. Куприну с согласия и даже по желанию последнего» (ИРЛИ. – Р. 1. Оп. 5. № 384). Расцвет их дружбы пришелся на 1912–1918 гг. Грин только что вернулся из архангельской ссылки и остро нуждался в литературных связях. Но особенно ценной для Грина была поддержка в тот момент, когда он начал писать свои «странные» рассказы и не был понят. А. И. Куприн ввел Грина в «Новый журнал для всех», где были опубликованы рассказы «Рай», «Колония Ланфиер», «Пролив бурь», «Синий каскад Теллури», а затем и в журнал «Современный мир», где публиковались такие рассказы, как «Капитан Дюк» и др. Позднее у писателя возник замысел написать об отношениях с Куприным – он всегда с теплым чувством и интересом вспоминал «купринское время» – начиная с «„богемского“ 1912-го и дальнейшие годы…» (ЦГАЛИ. – Ф. 127. Оп. 3. Ед. хр. 16).

В примечаниях к рассказу Н. Н. Грин писала: «…Любил А. С. этот рассказ, называл его чаще „поэмой“. Образ Ли он повторил в Бам-Гране – рассказ „Ива“» (1965 г., архив В. М. Россельса).

Добавим, что Грин не раз впоследствии обращался к любимому волшебнику, язвительному и доброму: Бам-Гран спасает влюбленных в неоконченном романе «Алголь – звезда двойная» (ЦГАЛИ. – Ф. 127. On. 1. Ед. Хр. 28), Бам-Гран появляется в первых черновиках романа «Блистающий мир» (ЦГАЛИ. – Ф. 127. On. 1. Ед. хр. 64). Наиболее значителен образ Бам-Грана в рассказе «Фанданго» – единственном произведении Грина, в котором сосуществуют Петроград и Зурбаган.

Теме «жить для других», пишет В. М. Россельс, была посвящена «совсем уж „гриновская“ полуфантастическая поэма „Ли“, напечатанная при жизни автора всего один раз… Герой встречает настоящего